Государственная тайна: работа с данными и их защита

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная тайна: работа с данными и их защита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работа государственных и муниципальных органов, если рассматривать ее с точки зрения служебной тайны, строится на защите не подлежащей разглашению информации, которая им не принадлежит, так называемой «чужой тайны». Сами они тоже являются источником такого рода информации. Если она не относится к государственной тайне, согласно ФЗ №5485-1, следовательно, представляет собой служебную тайну, отраженную в специальных нормативных документах.

# Какая деятельность подлежит обязательному лицензированию и какими могут быть сами лицензии?

Начнем с того, что лицензирование представляет собой способ регулирования деятельности организации, характеризующийся установлением правового режима осуществления отдельных видов деятельности. Основные виды лицензий, выдаваемых регулирующими органами Лицензия ФСБ (государственная тайна) Если организация проводит работы с использованием сведений, представляющихгосударственную тайну , необходимо получить лицензию ФСБ. Такая лицензия необходима организациям, вне зависимости от их организационно-правовых форм. Лицензия представляет собой официальный документ и действует в течение установленного срока, разрешая осуществлять на определенных условиях конкретный вид деятельности. Имея лицензию на Гостайну, организация, в том числе и поставщик облачных услуг, может выполнять следующее:

  • осуществлять работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • осуществлять работы, связанные с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
  • осуществлять мероприятия и/или оказывать услуги в области защиты государственной тайны.

Лицензия ФСБ на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных Помимо лицензии на Гостайну, ФСБ занимается выдачей лицензии на деятельность в области разработки, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств и предоставления услуг в области шифрования данных. Такая лицензия позволяет выполнять широкий перечень работ и оказывать услуги в отношении шифровальных (криптографических) средств. В таблице ниже представлен пример работ и услуг, которые можно выполнять при наличии такой лицензии. Список 1. Пример перечня работ/услуг, которые можно выполнять согласно лицензии

  • Разработка шифровальных (криптографических) средств.
  • Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Разработка средств изготовления ключевых документов.
  • Модернизация шифровальных (криптографических) средств.
  • Модернизация средств изготовления ключевых документов.
  • Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Производство средств изготовления ключевых документов.
  • Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
  • Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Производство средств изготовления ключевых документов.
  • Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.
  • Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.
  • Работы по обслуживанию шифровальных средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства.
  • Ремонт шифровальных (криптографических) средств.
  • Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
  • Передача шифровальных (криптографических) средств.
  • Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
  • Передача средств изготовления ключевых документов.

# Нужны ли лицензии оператору, например, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации?

Здесь, пожалуй, можно дать односложный ответ: нет. Дело в том, что лицензии могут понадобиться подрядчику Оператора в случае, если сам оператор приглашает подрядчика оказать услуги по разработке проектов организационно-распорядительных документов и необходимых организационно-технических мер. В этом случае подрядчику понадобится как минимум лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выдаваемая ФСТЭК России, а также может понадобиться лицензия ФСБ России на деятельность, связанную с применением в ИСПДн шифровальных/криптографических средств. Вывод Ни для клиента, ни для хостинг-провайдера озвученные лицензии не нужны, они необходимы исключительно подрядчику, реализующему внедрение мер по защите информации.

Защита служебной тайны

Очевидно, что служебная тайна нуждается в защите. Сформирован целый ряд механизмов, охраняющих служебную тайну от незаконного завладения ею третьими лицами, внесения в нее изменений, уничтожения.

Соглашение о неразглашении, отражение в трудовом договоре четко прописанных дополнительных условий и мер по сохранению служебной тайны, разработка отдельного ЛНА, касающегося служебной тайны – это правовые инструменты защиты конфиденциальной служебной информации. Кроме них могут предусматриваться еще технические средства защиты, в том числе и кодирование сведений.

Важную роль играет организация процесса сохранности служебной информации в коллективе: учет работников с особым доступом к таким сведениям, их обучение, особый порядок работы с деловыми бумагами и иными носителями информации, составляющими служебную тайну. Работник, допустивший утечку тайных служебных сведений, может быть уволен по ст. 81 ТК РФ п.6 (в).

КоАП РФ статьей 13.14 предусматривает штрафы за разглашение сведений с ограниченным доступом. В частности, если «утечка» произошла по вине должностного лица, штраф может составить от 4 до 5 тыс. рублей.

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

За разглашение служебной тайны может наступить и уголовная ответственность. Так, статьей 155 УК РФ предусмотрен штраф до 80 тыс. руб., арест до 4 месяцев за разглашение тайны усыновления, удочерения. При этом недобросовестный чиновник может быть лишен права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Предусмотрены статьи и за разглашение служебной тайны, касающейся защиты участников судебных разбирательств, работников правоохранительных, контролирующих структур.

Правительство Российской Федерации:

  • организует исполнение Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

  • представляет на утверждение Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

  • организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

  • определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

  • в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Кроме того свои функции и полномочия в охране Гостайны имеют Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, а так же органы судебной власти.

Система защиты государственной тайны

Bопросы защиты государственной тайны приобрели особую значимость в последние годы, в период глубоких социально­экономических преобразований в Российской Федерации, когда, с одной стороны, появляются новые угрозы безопасности государст­ва, а, с другой стороны, сложившиеся режимы защиты государст­венной тайны перестают срабатывать должным образом.

B общем смысле защита информации — комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или сущест­венно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.

Особенности получения доступа, отказа в доступе к материалам государственной тайны

Защита государственной тайны как совокупная система элементов обязана включать в себя не менее важный процесс. Этим процессом является допуск должностных лиц и граждан к материалам категории «государственная тайна» на основании Закона «О государственной тайне».

Должностные и гражданские лица в праве в добровольном порядке получить доступ к материалам государственной тайны, но это требует выполнения ниже представленных требований:

  • взятие на себя ответственности перед государством по неразглашению доверенной им информации, которые являются государственной тайной;
  • согласие на такие временные ограничения со стороны государства как: ограничение на выезд за пределы государства на срок, предусмотренный трудовым договором, который был составлен при оформлении доступа гражданина к сведениям государственной тайны; ограничение распространения сведений, представляющих собой секретную информацию; использование изобретений, открытий, имеющих сведения секретного характера; неприкасаемость частной жизни должностного или гражданского лица при осуществлении проверок в период оформления допуска к материалам государственной тайны;
  • согласие, закрепленное в письменной форме на согласие проведения в отношении должностных и гражданских лиц проверок, проводимых уполномоченными на это органами;
  • установление видов, размеров льгот и порядок их предоставления лицам в соответствии с законом о государственной тайне;
  • ознакомление с законодательством и нормативно-правовыми актами в области государственной тайны, которое предусматривает ответственности за ее разглашение как в полном виде, так и отдельных ее частей;
  • соблюдение принятого руководителем государственного органа власти, предприятия, учреждения, организации относительно доступа лиц к материалам государственной важности.

Как было указано выше, для должностных и гражданских лиц, которые имеют доступ на законных основаниях к материалам государственной тайны, могут проводиться проверочные мероприятия. Объём проверок зависит от того, насколько секретной является информация. Все проверки проводятся согласно российскому законодательству. Все обязательства со стороны администрации и лица, которому оформляется допуск, прописываются в контракте (трудовом договоре). Контракт не может быть составлен и подписан обеими сторонами до окончания проведения проверочных мероприятий.

Всего существует три степени секретности информации. Отталкиваясь от этого, законодательством установлены три формы допуска должностных и гражданских лиц к тайне государственного характера:

  • особой важности;
  • совершенное секретно;
  • секретно.

Если лицо имеет допуск к информации высокой степени секретности, то оно доступ и к информации более низкой секретности.

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

(в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 N 131-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N 153-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.12.2007 N 294-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 18.07.2009 N 180-ФЗ, от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 08.11.2011 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 N 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 293-О, от 10.11.2002 N 314-О)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).
Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.

Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Защита государственной тайны

Государственная тайна защищает на основе Закона РФ «О государственной тайне»[89]. Он определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, а систему защиты государственной тайны – как совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения:

– о чрезвычайных происшествиях, катастрофах и их последствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также преступности;

– о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

– факты нарушения прав и свобод человека и гражданина;

– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

– состояние здоровья высших должностных лиц РФ;

– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носителе сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность, в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

В соответствии со ст. 20 Закона, к органам защиты государственной тайны относятся:

– межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

– органы государственной власти и их территориальные органы;

– организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом.

Органы государственной власти и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которой определяются указанными

Руководителями, в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению поверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частные или временные ограничения их прав;

– письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;

– ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие решения руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо (ст. 21 Закона).

В соответствии со ст. 22 Закона, основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

– признание лица судом недееспособным или ограниченно дееспособным, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у лица медицинских противопоказаний для работы с использованием введений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения РФ;

– постоянное проживание лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

– уклонение лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке, с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

– расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

– однократного нарушения предусмотренных трудовым договором обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

– возникновения обязательств, являющихся основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении, на основании этого, с ним трудового договора может быть обжаловано в вышестоящую организацию или суд (ст. 22 Закона).

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны установлена несколькими статьями УК РФ: ст. 275 УК РФ («Государственная измена»), ст. 276 УК РФ («Шпионаж»), ст. 283 УК РФ («Разглашение государственной тайный») и др.

Читайте также:  Запрет на розжиг костров 2023 Свердловская область

Основополагающим элементом государственной тайны по действующему законодательству выступают защищаемые государством отдельные категории сведений, перечень которых сгруппирован в ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне» по важнейшим направлениям деятельности государства. Понятие перечня сведений, составляющих государственную тайну, занимает исключительно важное место в процессе конструирования института информации, режим которой определяется как государственная тайна. Поэтому не случайно законодатель посвящает этому перечню специальный раздел Закона РФ «О государственной тайне».

Система защиты государственной тайны — совокупность органов защиты гостайны, используемых средств и методов защиты информации и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Согласно статье 20 закона «О государственной тайне» к органам по защите государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны

Также в действующем законодательстве закреплены меры защиты государственной тайны. Основными являются:

  • формирование органов, обеспечивающих защиту гостайны, а также распределение обязанностей по ее защите между государственными органами, должностными лицами и организациями;
  • создание порядка по допуску граждан и должностных лиц к информации, составляющей государственную тайну;
  • разработка и внедрение комплекса мероприятий по сертификации средств защиты информации;
  • обеспечение финансирования мероприятий, направленных на защиту гостайны;
  • надзор за обеспечением защиты государственной тайны.

Для защиты гостайны применяются комбинированные способы защиты, включающие технические средства, программные средства, организационные мероприятия и криптографию.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Перечень сведений, составляющих государственную тайну

В Конституции Российской Федерации определено: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Одновременно с этим возникает ряд вопросов: А если информация является государственной тайной? Какие сведения ее составляют? Где узнать, что является государственной тайной?

Итак, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо в первую очередь иметь под рукой Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее — Закон «О государственной тайне»). Именно в нем определен Перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 5). Это полный и всесторонний перечень сведений, в котором представлены сферы государственных интересов в соответствии с главными направлениями его деятельности: военной (оборона); экономической (в т.ч. в сфере науки и техники, связанных с обороной государства); внешнеполитической и внешнеэкономической, а также специальной (разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность государства).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Государственную тайну составляют:

— сведения в военной области:

— сведения в области экономики, науки и техники:

— сведения в области внешней политики и экономики:

— сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

Категории сведений характеризуют сведения различной степени важности, и их несанкционированное распространение может нанести ущерб как государству в целом, так и его отдельным гражданам.

Раздел IV. Рассекречивание сведений и их носителей

Статья 13. Порядок рассекречивания сведений

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

  • взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

  • изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Раздел VII. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Статья 29. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.

Базовые выводы темы о государственной и коммерческой тайне

Ниже приведены пункты, которые, в обязательном порядке должны быть учтены при разборе вопроса о тайне.

Определение 2

Государственная тайна являет собой сведения, которые пребывают под протекцией государства в области его деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Лицо, которое не является должностным, либо граждане, которые допущены или ранее допускались к государственной тайне, могут быть ограничены следующими моментами:

  • запрет на выезд за границу;
  • распространение внешних сведений, которые представляют собой государственную тайну;
  • абсолютная неприкосновенность частной жизни лица при проведении мероприятий проверочного характера.

Должностные лица и граждане,которые являются виновными в грубом нарушении закона о государственной тайне, несут ответственность дисциплинарного, административного, гражданско-правового или уголовного характера в соответствии с действующим законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *