Правовое положение работников в связи с проведением забастовки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение работников в связи с проведением забастовки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для защиты от незаконной забастовки потребуется обращение в суд. На практике работодатели стремятся обратиться в суд с иском о признании забастовки незаконной до начала забастовки, чтобы предотвратить само ее проведение. Большинство исков подается в период между объявлением забастовки и ее началом (со-гласно ст. 410 ТК РФ работодатель должен быть предупрежден о начале забастовки не менее чем за пять рабочих дней).

Другой комментарий к Ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Конституция РФ закрепляет положение, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

В то же время Конституция РФ, признавая право на забастовку, закрепляет принцип, в соответствии с которым основные права и свободы не должны трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 17).

2. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ Кодекс перечисляет случаи, когда забастовки являются незаконными и не допускаются.

3. Не допускается проведение забастовок работниками любых организаций в периоды введения военного или чрезвычайного положения.

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» в ст. 11 предусматривает, что на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть введено запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований. Эти ограничения предусматриваются Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Если в этой ситуации возникает коллективный трудовой спор (или продолжается спор, возникший ранее введения чрезвычайного положения), то его разрешение должно быть отложено либо спор должен быть разрешен на любой стадии, кроме забастовки.

4. Запрет на проведение забастовок распространяется также на работников ряда организаций, к которым относятся:

— органы и организации Вооруженных Сил РФ;

— другие военные, военизированные и иные формирования и организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно ведающие вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

— правоохранительные органы;

— организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно обслуживающие особо опасные виды производств или оборудования;

— станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Широкий перечень условий, названных в ст. 413 ТК РФ (угроза обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей), означает, что сам факт включения указанных организаций в данный перечень уже является однозначным запретом для работников этих организаций на проведение забастовок при любых условиях.

5. В ст. 413 ТК РФ перечислены также организации (филиалы, представительства или иные обособленные структурные подразделения), непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), работникам которых проведение забастовок запрещено не категорически, а в случаях, если оно создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Это означает, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о проведении забастовки в такого рода организациях следует выяснять весь комплекс взаимосвязей и взаимозависимостей, сопутствующих этой стадии коллективного трудового спора. При этом необходимо совпадение двух условий: организации должны входить в указанный перечень, и проведение забастовки создает угрозу обороне страны, безопасности государства, жизни и здоровью людей.

6. Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом. Ряд федеральных законов вводит определенные ограничения на проведение забастовок для граждан (работников), труд которых является предметом регулирования данными законами. Такие ограничения установлены, например, для государственных служащих; муниципальных служащих; авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения; сотрудников федеральной фельдъегерской связи; работников ядерных установок и пунктов хранения; сотрудников милиции; военнослужащих; сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации; работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.

7. Установленные в законодательстве ограничения не означают, что у работников организаций, перечисленных выше, нет возможности защитить свои права в рамках возникшего коллективного спора. Они могут применить другие способы его разрешения. Так, помимо участия в примирительных процедурах, они вправе обратиться в Правительство РФ.

8. Комментируемая статья определяет условия, при которых забастовка является незаконной: нарушение сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ.

Как констатируется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 59), исходя из положений ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ч. 3 ст. 413 ТК, забастовка, право на которую гарантировано Конституцией РФ (ч. 4 ст. 37), может быть признана незаконной, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что имелись ограничения для реализации права на забастовку, установленные федеральным законом. Такого рода нарушения могут иметь место в случаях, когда, например, забастовка проведена в нарушение ч. 1 ст. 413 ТК, предусматривающей случаи, когда она не допускается, либо она была объявлена с нарушением сроков, процедур и требований, установленных ТК, в частности, если не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (см. ст. ст. 401 — 404 ТК РФ и комментарий к ним); решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (см. ч. 3 ст. 410 и комментарий к ней); либо за это решение проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции), или за его утверждение (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (см. ч. 5 ст. 410 и комментарий к ней); не был обеспечен минимум необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (см. ч. ч. 3 — 8 ст. 412 ТК РФ и комментарий к ним); работодатель не был предупрежден в письменной форме в установленный срок (о начале предстоящей забастовки) не позднее чем за 10 календарных дней (см. ч. 8 ст. 410 ТК РФ и комментарий к ней).

Какая забастовка будет признана незаконной

Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:

  • Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
  • Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
  • Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.

Не признаются законными протесты:

  • В процессе военного положения или ЧП.
  • В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
  • В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
  • В спасательных, противопожарных организациях.
  • В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
  • В правоохранительных структурах.
  • В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
  • В скорой помощи.
  • В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).

То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.

Признаки незаконности мероприятия

При определенных условиях такой протест может признаваться незаконным.

Это возможно при выявлении следующих обстоятельств:

  • в уведомлении, которое направляется работодателю, не прописывается длительность протеста;
  • проведение такого мероприятия приводит к нанесению вреда здоровью граждан;
  • работники предприятия отказываются от выполнения даже минимальной работы, которая указывается в решении;
  • проводится мероприятие во время введения военного положения в стране;
  • запрещаются забастовки в военных объединениях, спасательных организациях или структурах, заботящихся о безопасности и обороне государства;
  • незаконными признаются протесты, реализуемые работниками правоохранительных органов, скорой помощи, ресурсоснабжающих организаций или иных учреждений, которые требуются для обеспечения жизнедеятельности граждан.

Работники разных предприятий не имеют право заниматься протестами, если их действия могут нанести вред здоровью или жизни других людей.

Во внутренней документации компании не должно иметься информации относительно запрета на протесты, так как такие действия со стороны руководства являются нарушением Конституции.

Санкции для незаконно бастующих

Решение о незаконности забастовкиПризнание судом незаконности забастовки не является единственным правовым решением. По своим правовым последствиям к нему могут быть приравнены судебное решение о приостановке либо отсрочке забастовки на срок до 15 дней по ч.7 статьи 413 ТК и решение Правительства РФ о ее приостановке не более чем на 10 дней (до вынесения решения суда) по ч.8 статьи 413 ТК. Такие решения принимаются в особых случаях.

Работодатель вправе наказать протестующих сотрудников только в случае их неповиновения решению суда. Он вправе использовать в отношении незаконно бастующих меры дисциплинарной ответственности: от выговора до увольнения. Больше о видах дисциплинарных взысканий можно узнать здесь.

Незаконные забастовки повлекут и дополнительную ответственность за них. Работников-организаторов, входящих в представительный орган протестующих, могут обязать возместить убытки предприятия. Речь идет об ущербе, который был понесен в связи с действиями коллектива. О порядке взыскания ущерба, причиненного работодателю, читайте в статье https://otdelkadrov.online/6107-usloviya-poryadok-privlecheniya-rabotnika-k-materialnoi-otvetstvennosti-vzyskanie-ushherba. При этом работодатель обязан подтвердить его размер соответствующими доказательствами в рамках судебного разбирательства.

Ограничение права на забастовку: когда запрет неправомерен и когда право может быть ограничено

Пленум Верховного суда в п. 12 постановления от 31.10.1995 № 8 указал, что право на трудовые споры, индивидуальные и коллективные, включая право на забастовку, гарантировано Конституцией для работников и их трудовых коллективов. Однако осуществление этого права не должно нарушать свободы и права иных лиц, поэтому ограничивается федеральным законом. Пределы ограничения обусловлены той мерой, какая требуется для защиты основ конституционного строя России, нравственности, обеспечения обороны и безопасности страны, защиты здоровья, прав и законных интересов всех лиц.

При решении вопросов о законности проведения конкретной забастовки суды должны учитывать, что ограничение права на временный отказ от трудовой деятельности допускается только в отношении тех категорий сотрудников, необходимость ограничения права которых прямо вытекает из названных пределов. При этом учитываются характер деятельности трудящихся и возможные последствия прекращения исполнения ими трудовой функции.

Обязательный минимум работ при забастовке

Когда деятельность организации или предпринимателя связана с безопасностью населения и жизненно важными интересами общества, но оснований к ограничению права трудящихся на временный отказ от служебных обязанностей нет, в организации устанавливается минимум работ, которые служащие обязаны выполнять.

Как указано в ст. 412 ТК РФ, в каждой отрасли экономики госорганами исполнительной власти утверждается собственный перечень (в соответствии с Порядком, утв. постановлением Правительства от 17.12.2002 № 901). На основании этих перечней региональными органами исполнительной власти формируются конкретизированные перечни минимумов работ по субъектам страны.

В 3-дневный срок после вынесения решения об объявлении забастовки работодателем совместно с органом местного самоуправления на основании регионального перечня в соответствующей отрасли экономики составляется список необходимых работ, которые обязаны выполнять бастующие работники. При неосуществлении трудовой деятельности согласно перечню забастовка может приостанавливаться.

***

Подытожим. Право на забастовку установлено международными правовыми актами и закреплено в Конституции РФ. В качестве гарантий его реализации Трудовым кодексом установлены запрет на принуждение к участию в забастовке или отказу от нее, обязанность работодателя сохранять за сотрудниками их рабочие места и не налагать на них дисциплинарные взыскания в связи с участием в коллективном споре и т. д. Гарантии работников не распространяются на случаи, когда временный отказ от работы запрещен законом, а также на случаи отказа от выполнения обязательного минимума работ.

Статья 413. Незаконные забастовки

В её начале говорится, что участие сотрудника в забастовке не может восприниматься как нарушение трудовой дисциплины и являться причиной для разрыва с ним трудового договора. Исключением являются ситуации, когда сотрудник отказывается прервать забастовку в соответствии с ч. 6 ст. 413 ТК.

Подчёркнуто, что к бастующим сотрудникам нельзя применять меры дисциплинарной ответственности, за исключением ситуаций, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК.

Упомянуто, что на весь срок забастовки за задействованными в ней сотрудниками сохраняются место работы и должность.

Отмечено, что наниматель может не платить сотрудникам зарплату за время их участия в забастовке, за исключением лиц, задействованных в выполнении обязательного минимума работ (услуг).

Указано, что коллективным договором, соглашением (соглашениями), достигнутыми в процессе улаживания трудового конфликта, бастующим могут предусматриваться компенсационные выплаты.

Отмечено, что не участвующие в забастовке сотрудники, которые из-за её проведения не смогли выполнить свою работу и письменно заявившие о вынужденном простое, получают определённую оплату. Величина и порядок оплаты простоя в данной ситуации определяется на базе соответствующих положений ТК. При этом наниматель может переводить данных сотрудников на другую работу в предусмотренном ТК порядке.

Подчёркнуто, что коллективным договором, соглашением (соглашениями), достигнутыми в процессе улаживания трудового конфликта, может предусматриваться более льготный порядок выплат не задействованным в забастовке сотрудникам, чем предусмотрено ТК.

Рассмотренная статья закрепляет определённые гарантии для бастующих – данная мера нацелена на помощь в практической реализации права на забастовку. Также она детально разбирает взаимоотношения нанимателя с сотрудниками, которые не хотят или не могут участвовать в забастовке.

О каких ситуациях, прописанных в ст. 413 ТК, говорится в статье?

В ч. 6 ст. 413 содержится указание на обязанность забастовщиков вернуться к работе, если судом вынесено соответствующее решение. Срок этого возвращения – следующий день после получения соответствующим органом сотрудников копии упомянутого решения.

Следует отметить, что список судов, которые вправе останавливать забастовку, также приводится в ст. 413 ТК.

О какой оплате за вынужденный простой упоминает данная статья?

Если часть сотрудников игнорирует забастовку, но не может из-за неё выполнять работу, то им положены определённые выплаты, базовые характеристики которых приведены в ст. 157 ТК. В ней упомянуты три разновидности простоя:

  • по вине сотрудника (не оплачивается);
  • по вине только нанимателя (сотруднику как минимум выплачивается 2/3 его средней зарплаты);
  • отсутствие вины как нанимателя, так и сотрудника (оплата производится в размере как минимум 2/3 оклада соответственно времени простоя).

Если наниматель не может перевести сотрудника на другую позицию (на время забастовки), то реализуется третий вариант.

Каковы особенности перевода не задействованных в забастовке сотрудников?

В ч. 3 ст. 72.2 ТК говорится, что наниматель в ситуации простоя может перевести сотрудника на менее квалифицированную работу (подразумевается, что она и менее оплачиваемая) только по его просьбе. Причём согласие сотрудника должно быть оформлено в письменном виде.

Также нужно помнить о возможности сотрудника отказаться от перевода на вредную (опасную) работу. Об этом говорится в п. 19 Постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.04.

забастовка, работники, профсоюзы, незаконная забастовка, объявление забастовки забастовка, незаконная забастовка, объявление забастовки, работники, профсоюзы

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Правовое положение работников в связи с проведением забастовки

1. Участие работника в забастовке, т.е. отказ от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, является правомерным действием и не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины, тем более забастовочные действия не должны служить основанием увольнения.

Признание права на забастовку предполагает предоставление трудящимся таких гарантий, которые обеспечили бы уменьшение неблагоприятных последствий в связи с реализацией данного права. Это в первую очередь обеспечение стабильности трудовых отношений.

В докладе Комитета экспертов МОТ о свободе объединения и коллективных переговорах подчеркивается, что участие в забастовке не должно приводить к увольнению или дискриминации трудящихся (Свобода объединения и коллективные переговоры. МБТ. Женева, 1994. С. 82). Действующее законодательство о труде в полной мере согласуется с позицией МОТ. Трудовой кодекс запрещает дискриминацию в сфере трудовых отношений, жестко ограничивает возможности работодателя расторгнуть трудовой договор по своей инициативе. Однако в комментируемой статье законодатель счел необходимым дополнительно закрепить общий принцип недопустимости ущемления трудовых прав работника в связи с участием в забастовке.

2. Работники, участвующие в забастовке, реализуют предусмотренное Конституцией РФ право, поэтому забастовочные действия не являются основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Запрещение применять к бастующим дисциплинарные санкции является одной из важнейших гарантий, установленных для работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой. Однако это правило не относится к случаям нарушения обязанности прекратить незаконную забастовку или воздержаться от ее проведения (см. коммент. к ст. 417).

Читайте также:  Введенные в УПК нормы серьезно нарушают право на защиту

3. Трудовые отношения в период забастовки продолжаются, за работниками сохраняются место работы и должность. Но в этот период работники отказываются от выполнения своих трудовых обязанностей, а работодатель, соответственно, освобождается от обязанности выплачивать заработную плату. Это общее правило. Во время забастовки оплачивается лишь труд работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг), и работников, не участвующих в забастовке.

4. По соглашению сторон коллективного трудового спора работникам, участвующим в забастовке, могут быть установлены компенсационные выплаты. В этом случае работодатель добровольно принимает на себя дополнительные по сравнению с государственными гарантиями обязательства.

Законодатель предусматривает возможность закрепления такого рода договоренности в коллективном договоре (соглашении) или соглашении, достигнутом в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Практика применения данной нормы сложилась следующим образом. Профессиональные союзы обычно выдвигают требование сохранить средний заработок на период забастовки. Как правило, в случае разрешения коллективного трудового спора это требование выполняется. Профсоюзные организаторы рекомендуют даже в случае неудачной забастовки (при невозможности принудить работодателя к удовлетворению всех своих требований) обязательно добиться установления работникам, участвовавшим в забастовке, компенсационных выплат.

5. Комментируемая статья предусматривает гарантии не только для бастующих, но и для работников, которые в связи с забастовкой не имеют возможности выполнять свою работу и сохранить заработок в полном размере.

Указанная ситуация квалифицируется как простой не по вине работника. Работодатель вправе переводить работников, не участвующих в забастовке, на другую работу с соблюдением правил ст. 72.2 ТК.

В том случае, когда перевод невозможен, время простоя работника, не желающего участвовать в забастовке, оплачивается не ниже 2/3 тарифной ставки (должностного оклада) работника (ст. 157 ТК).

6. Коллективно-договорными актами или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок исчисления выплат для указанной категории работников, например оплата простоя в размере среднемесячного заработка или установление дополнительной компенсационной выплаты (например, в размере минимума оплаты труда).

§ 1. Законодательство предусматривает комплекс определенных гарантий для работников в связи с проведением забастовки. Разумеется, гарантии действуют в случаях законной забастовки.

Если забастовка проводится в соответствии с требованиями, определенными законодательством, участие в ней работника не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины (см. ст. 189 ТК), а следовательно, не может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

§ 2. Участие в забастовке означает отказ от выполнения трудовых функций, предусмотренных для работников заключенными с ними трудовыми договорами, и порождает право работодателя не оплачивать время, в течение которого работа не производилась. Однако ТК полностью не исключает возможность выплаты заработной платы участникам законной забастовки, предоставляя право решения этого вопроса работодателю.

§ 3. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность. В то же время, поскольку работник не выполнял свои трудовые функции, работодатель освобождается от обязанности выплачивать им заработную плату. Это не касается работников, выполнявших работы по обеспечению обязательного минимума работ (услуг) согласно ст. 412 ТК.

§ 4. Законная забастовка может быть вызвана незаконными действиями (бездействием) работодателя. Поэтому работники, которые лично не участвовали в забастовке, однако были лишены в связи с ее проведением возможности выполнять свои трудовые функции, могут подать письменное заявление о начале простоя. В этом случае его оплата производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ТК для случаев оплаты простоя не по вине работника (ст. 157).

На период забастовки работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу с соблюдением правил о переводах на другую работу, предусмотренных ТК (см. ст. 72 — 74). В случае, когда перевод невозможен, время простоя работника, не желающего участвовать в забастовке, оплачивается в соответствии со ст. 157 ТК.

§ 5. В коллективном трудовом договоре или соглашении, достигнутом в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, по сравнению с установленным настоящим Кодексом.

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год

1. Основания признать забастовку незаконной, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, основаны на положениях ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Ограничения реализации права работников на забастовку установлены: во-первых, для работников всех организаций в особых условиях (военное или чрезвычайное положение); во-вторых, для работников организаций, прямо связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и населения; в-третьих, для работников в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

3. Первое ограничение установлено по единственному критерию — существование указанных в законе условий. Оно распространяется на работников любых организаций. Например, в условиях чрезвычайного положения действует ст. 11 Закона о чрезвычайном положении.

В соответствии с указанной нормой на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Решение о введении ограничений принимается Президентом РФ самостоятельно либо по ходатайству коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 18 Закона о чрезвычайном положении).

Разрешение коллективного трудового спора, возникшего или продолжающегося в период действия чрезвычайного положения, если указом Президента РФ установлены упомянутые ограничения, должно быть отложено или завершено на дозабастовочной стадии рассмотрения.

4. Угроза обороне страны может возникнуть исключительно в военное время (в период ведения боевых действий или введения военного положения), поскольку только в этот период реально осуществляется оборона.

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» предусматривает возможность ограничения права на забастовку в период введения военного положения. В соответствии со ст. 7 Закона на территории, на которой введено военное положение на основании указов Президента РФ, запрещается проводить забастовки и использовать иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций.

5. Безопасность государства — понятие более широкое; оно включает, в частности, обороноспособность страны, создание режима соблюдения прав всех граждан государства.

Под безопасностью населения надо понимать и охрану жизни и здоровья граждан, и защиту людей в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, пожары и т.п.), и правовую защиту (деятельность правоохранительных органов).

Норма ч. 1 комментируемой статьи исходит из того, что приостановка деятельности указанных в ней организаций всегда создает угрозу важным и охраняемым интересам общества, поэтому работникам таких организаций проведение забастовки запрещено независимо от наличия других обстоятельств.

6. В организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, забастовки запрещаются лишь в том случае, когда они создают угрозу конституционно значимым общественным интересам.

Используя конституционную формулировку, ТК устанавливает два критерия для запрещения забастовок (признания их незаконными): 1) принадлежность к определенной категории работников; 2) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Указанные критерии применяются одновременно.

Такой подход обеспечивает необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, которая осуществляется с помощью забастовки, и соблюдением общественных интересов.

При решении вопроса о признании забастовки незаконной на основании критериев, предусмотренных комментируемой статьей, необходимо учитывать, что ограничения права на забастовку объективно обусловлены характером деятельности указанных категорий работников и возможными последствиями прекращения ими работы. Однако в каждом конкретном случае подлежит специальному исследованию факт существования угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, поскольку именно наличие такой угрозы позволяет сделать вывод о том, что могут быть нарушены конституционно охраняемые общественные интересы.

7. Федеральные законы могут ограничивать право на забастовку. Однако введение ограничений возможно лишь при строгом соблюдении Конституции РФ.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015)

    «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 23.12.2021)

    «О процессуальных сроках»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16

    «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 437-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Указ Президента РФ от 20.10.2021 N 595

    «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре — ноябре 2021 г.»

  • Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)

    «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов

  • Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90

    «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)

Переговоры и правовой статус сторон в период их проведения

После объявления забастовки работодатель и нанятые им трудящиеся пытаются разрешить спор путем продолжения переговоров. В этот период они приобретают специфические права и обязанности.

Для работников установлены следующие нормы поведения:

  1. Они временно прекращают трудовую деятельность, за исключением выполнения необходимого минимума работ. Общие перечни в зависимости от отрасли хозяйственной деятельности, в которой задействованы бастующие работники, установлены приказами госорганов. К примеру, действует Перечень минимума необходимых работ… в сфере информационных технологий, утв. приказом Минкомсвязи от 28.12.2016 № 719. На основании указанных перечней работодатель совместно с профсоюзом и органом местного самоуправления определяет конкретный минимум работ.
  2. На них не налагаются дисциплинарные взыскания, связанные с приостановлением работы, кроме случая, когда забастовка признана незаконной. В этот период увольнение из-за забастовки по инициативе работодателя трактуется как локаут, что влечет наложение на нанимателя штрафа в пределах 4000–5000 рублей.

Работодатель в это время действует в следующих рамках:

  1. Он обязан принять все необходимые меры для сохранения общественного порядка, сохранности своего имущества и собственности работников, не допустить остановки машин или оборудования, если это угрожает жизни и здоровью людей.
  2. Может не начислять зарплату за время остановки работ. Работодатель не имеет права принять такое решение в отношении сотрудников, занятых на обязательном минимуме.

Забастовки — противоречия

На сегодняшний день право на забастовку во всех демократических странах приобрело статус основного права. В разных странах варианты закрепления этого права различны. Оно прописано в национальных конституциях, иных законодательных актах либо основано на международных актах или общих принципах права. Вместе с тем, вопросы «забастовки» в разных странах решаются по-разному. Хотелось бы отметить тот факт, что законодательство целого ряда стран допускает как право работников на забастовку, так и право работодателей на ответные действия – локауты.

Указанный подход основан на признании равноправия сторон (работников и работодателей) и характерен для многих развитых стран (например, США, Канады, Германии, Скандинавских стран и др.). В странах южной Европы таких как, Италия, Португалия и Греция, ситуация обратная.

Идея равноправия сторон в трудовых отношениях отвергается, признается, что работники менее влиятельны и экономически слабее работодателей. Следовательно, работники имеют право на забастовку, а работодатели права на локаут не имеют.

Вместе с тем, право на забастовку не является безграничным и может осуществляться только в определенных пределах. Таким образом, проводится деление забастовок на законные и незаконные, на официальные (санкционированные соответствующим профсоюзом) и неофициальные. Работодатель пытаясь обезопасить себя зачастую включает в коллективный договор обязательство сторон воздерживаться от забастовки или локаута на время его действия. Так называемый пункт об отказе от забастовки либо пункт о сохранении общественного спокойствия.

Гарантии участникам законной забастовки

Участие в забастовке – исключительно добровольное. Принуждение к нему или к отказу от него, а также увольнение по этой причине или вменение нарушения дисциплины труда, если забастовка признана судом законной, неправомерны (ст. 414 ТК), а принуждающим субъектам грозит дисциплинарная и административная ответственность.

Кроме того, бастующим положены такие гарантии:

  • сохранение за ними рабочего места и должности, но без выплаты трудового вознаграждения, кроме тех подчиненных, которые реализуют оговоренный рабочий минимум;
  • компенсационные выплаты, если они установлены колдоговором или оформленным соглашением;
  • защита от локаута (ст. 415).

Работники, не считающиеся участниками забастовки, вправе рассчитывать на:

  • компенсирование простоя не по своей вине после подачи ими соответствующего заявления (ст. 157 ТК);
  • иные компенсационные выплаты, если это оговорено колдоговором и другими ВНА;
  • внутренний перевод (ст. 74);

Какая забастовка будет признана незаконной?

Протестное мероприятие признается незаконным при наличии следующих обстоятельств:

  • Не объявлена продолжительность забастовки, не учтены требования к мероприятию.
  • Событие формирует угрозу Конституции и здоровью граждан (согласно статье 55 Конституции РФ).
  • Трудящиеся не исполняют минимальные работы, прописанные в решении.

Не признаются законными протесты:

  • В процессе военного положения или ЧП.
  • В вооружённых структурах и прочих военных объединениях.
  • В структурах, отвечающих за оборону, его безопасность.
  • В спасательных, противопожарных организациях.
  • В структурах, несущих ответственность за действия в период стихийных бедствий и ЧП.
  • В правоохранительных структурах.
  • В компаниях, занимающихся обслуживанием опасных форм производств.
  • В скорой помощи.
  • В структурах, которые обеспечивают жизнедеятельность людей (к примеру, отопительные, газоснабжающие компании, поликлиники).

То есть не допускается прекращение деятельности тогда, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей. Приведенный перечень изложен в статье 413 ТК РФ.

ВАЖНО! Руководитель не имеет права запрещать протестные мероприятия внутренними актами предприятия. В этом случае они будут противоречить Конституции. Скорее всего, суд примет сторону трудящихся.

К СВЕДЕНИЮ! Все запреты на забастовки, приведенные в ТК РФ, сложно назвать абсолютными. Связано это с тем, что они противоречат Конституции, высшему источнику власти. Согласно ее положениям, любой человек имеет право на протест.

Кто имеет право на забастовку и чем оно гарантировано

По общему правилу неисполнение трудовых обязанностей работником может повлечь за собой дисциплинарную ответственность. Часть 1 комментируемой статьи содержит ряд важных гарантий для работников, принимающих участие в забастовке. Презюмируется, что такое участие не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины, следовательно, не может являться основанием для расторжения трудового договора. Исключение из данного правила предусмотрено ч. 6 ст. 413 ТК, в которой говорится о том, что в случае признания судом забастовки незаконной работники обязаны приступить к работе на следующий день после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.

При этом не имеет значения мотивировка привлечения к ответственности: даже если работодатель утверждает, что дисциплинарное взыскание наложено на бастующего работника не в связи с его участием в забастовке, а по иным причинам, такое взыскание не является законным.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи за бастующими работниками сохраняется место работы и должность. Эта норма фактически запрещает наем работников для замены бастующих на постоянной основе.

Во время осуществления забастовки работодатель имеет право не выплачивать бастующим работникам заработную плату. В разных странах мира для поддержания средств к существованию бастующих работников практикуется осуществление профсоюзных выплат на время участия в забастовке. Возможно также достижение соглашения в ходе коллективных переговоров или коллективного трудового спора о том, что работодатель будет выплачивать всю или часть заработной платы бастующих работников.

Читайте также:  Как получить 450 000 рублей на погашение ипотеки многодетным семьям

В ч. 5 комментируемой статьи указывается, что такие компенсационные выплаты могут осуществляться, если они предусмотрены коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора. В данном случае какого-либо дополнительного согласия со стороны работодателя требоваться не может.

В отношении работников, осуществляющих выполнение минимальных работ (услуг), в ч. 4 комментируемой статьи устанавливается правило, согласно которому такие работники имеют право на получение заработной платы.

В том случае, если работник, не желающий участвовать в забастовке, фактически лишен возможности работать вследствие забастовки других работников, его простой оплачивается на основании ч. 6 ст. 414 ТК в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада), как предусмотрено ч. 2 ст. 157 ТК. Оплата простоя в данном случае производится, только если работник в письменном виде предупредил работодателя о начале простоя.

1. Забастовка представляет собой способ защиты прав работников в случае их нарушения или ущемления. В связи с этим возникает необходимость предоставления работникам, участвующим в забастовке, специальных гарантий, не допускающих ухудшения их правового положения. При этом следует учитывать, что забастовка должна быть законной, т.е. не подпадать под действие специальных предписаний ст.413 ТК РФ. В случае соблюдения указанных условий работодатель обязан обеспечить соблюдение в отношении работника, участвующего в забастовке, следующих гарантий:
— не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности за участие в забастовке либо отказ в течение данного периода от осуществления трудовой функции;
— сохранение места работы и среднего заработка по данному месту. Поскольку трудовые отношения сохраняются в течение всего периода проведения забастовки, то работнику гарантируется сохранение положения, существовавшего до начала забастовки;
— предоставление компенсационных выплат, если таковые предусмотрены ЛНА. Однако в данном случае следует отметить, что речь идет о компенсационном характере выплат, что требует определения предмета такой компенсации: невыход на работу; нарушение трудовых прав и т.п. Абстрактный характер предписания комментируемой статьи фактически нивелирует значение таких выплат.

2. Специальные гарантии закон устанавливает для работников, которые не принимают участие в забастовке. По общему правилу, такие работники должны продолжать трудовую деятельность в общем порядке. Однако взаимосвязанность трудовой деятельности, цикличность производственного процесса зачастую лишают возможности осуществления трудовых функций отдельных работников, например, в силу отсутствия необходимых деталей и т.п.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период проведения забастовки ряд работников лишен возможности работать в общем порядке. В соответствии с положениями ТК РФ такое состояние характеризуется как простой, причем по вине работодателя, который не достиг согласия со своими работниками по отдельным вопросам их трудовой деятельности. В соответствии с ч.1 ст.157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. В связи с этим работники, не участвующие в забастовке, но лишенные возможности осуществлять свою трудовую деятельность, вправе рассчитывать на выплату указанной части заработной платы.

Данные гарантии являются минимальными нормативными гарантиями, которые могут быть дополнены и расширены самим работодателем в рамках ЛНА, в первую очередь, в коллективном договоре. Однако такое расширение является правом работодателя, а не его обязанностью и может быть реализовано исключительно по собственной инициативе работодателя или в рамках взаимодействия с трудовым коллективом.

3. Предоставление специальных гарантий работникам в период проведения забастовки не может рассматриваться в качестве ограничения прав и свобод работодателя. В частности, закон предусматривает возможность невыплаты заработной платы работникам за период их участия в забастовке, поскольку фактически трудовая деятельность в указанный период ими не осуществлялась. Наиболее характерна реализация указанного условия применительно к деятельности работников со сдельной оплатой труда.

Однако реализация данного права работодателя сопряжена с рядом особенностей. В частности, его реализация недопустима в отношении работников, выполняющих обязательный минимум работ (услуг), например, работников, обеспечивающих теплоснабжение зданий и помещений в зимний период и т.п. Следует обратить внимание, что реализация указанного права никоим образом не ограничивает право работника на участие в забастовке, а лишь позволяет лишить его части заработка, поскольку оплата производится за труд, который в период забастовки таким работником не осуществляется.

1. Основания признать забастовку незаконной, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, основаны на положениях ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Ограничения реализации права работников на забастовку установлены: во-первых, для работников всех организаций в особых условиях (военное или чрезвычайное положение); во-вторых, для работников организаций, прямо связанных с обеспечением обороны страны, безопасности государства и населения; в-третьих, для работников в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовки создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

3. Первое ограничение установлено по единственному критерию — существование указанных в законе условий. Оно распространяется на работников любых организаций. Например, в условиях чрезвычайного положения действует ст. 11 Закона о чрезвычайном положении.

В соответствии с указанной нормой на период действия чрезвычайного положения в качестве одного из временных ограничений может быть запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, а также запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования. Эти ограничения предусматриваются указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Решение о введении ограничений принимается Президентом РФ самостоятельно либо по ходатайству коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение (ст. 18 Закона о чрезвычайном положении).

Разрешение коллективного трудового спора, возникшего или продолжающегося в период действия чрезвычайного положения, если указом Президента РФ установлены упомянутые ограничения, должно быть отложено или завершено на дозабастовочной стадии рассмотрения.

4. Угроза обороне страны может возникнуть исключительно в военное время (в период ведения боевых действий или введения военного положения), поскольку только в этот период реально осуществляется оборона.

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» предусматривает возможность ограничения права на забастовку в период введения военного положения. В соответствии со ст. 7 Закона на территории, на которой введено военное положение на основании указов Президента РФ, запрещается проводить забастовки и использовать иные способы приостановления или прекращения деятельности организаций.

5. Безопасность государства — понятие более широкое; оно включает, в частности, обороноспособность страны, создание режима соблюдения прав всех граждан государства.

Под безопасностью населения надо понимать и охрану жизни и здоровья граждан, и защиту людей в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, пожары и т.п.), и правовую защиту (деятельность правоохранительных органов).

Норма ч. 1 комментируемой статьи исходит из того, что приостановка деятельности указанных в ней организаций всегда создает угрозу важным и охраняемым интересам общества, поэтому работникам таких организаций проведение забастовки запрещено независимо от наличия других обстоятельств.

6. В организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, забастовки запрещаются лишь в том случае, когда они создают угрозу конституционно значимым общественным интересам.

Используя конституционную формулировку, ТК устанавливает два критерия для запрещения забастовок (признания их незаконными): 1) принадлежность к определенной категории работников; 2) создание забастовкой угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Указанные критерии применяются одновременно.

Такой подход обеспечивает необходимое согласование между защитой профессиональных интересов, которая осуществляется с помощью забастовки, и соблюдением общественных интересов.

При решении вопроса о признании забастовки незаконной на основании критериев, предусмотренных комментируемой статьей, необходимо учитывать, что ограничения права на забастовку объективно обусловлены характером деятельности указанных категорий работников и возможными последствиями прекращения ими работы. Однако в каждом конкретном случае подлежит специальному исследованию факт существования угрозы обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей, поскольку именно наличие такой угрозы позволяет сделать вывод о том, что могут быть нарушены конституционно охраняемые общественные интересы.

7. Федеральные законы могут ограничивать право на забастовку. Однако введение ограничений возможно лишь при строгом соблюдении Конституции РФ.

  • Решение Верховного суда: Определение N 33-АПГ16-5, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция По мнению заявителя, приостановление забастовок произведено с нарушением положений статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации, что свидетельствует об их незаконности. Профсоюзный комитет с момента начала забастовок несколько раз принимал решение о приостановлении забастовок и об их возобновлении, что противоречит принципам разумности и социального партнерства…
  • Решение Верховного суда: Определение N 3-АПГ15-2, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Право на забастовку реализуется в порядке, установленном главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 398 — 418 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 413 Трудового кодекса Российской Федерации забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований предусмотренных настоящим Кодексом…
  • Решение Верховного суда: Определение N 33-АПГ15-19, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция На основании ч. 3 ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации забастовка является незаконной, если она была объявлена без учета сроков процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом…

Понятие забастовки приводится в статье 398 ТК РФ. В этом разделе Трудового кодекса говорится, что под данным термином понимается временный добровольный отказ сотрудников предприятия от своих обязанностей, предусмотренных занимаемой должностью, в случае, если такой отказ имеет целью разрешение определенного трудового спора, возникшего на предприятии. При этом именно забастовкам и порядку их организации и проведения большей частью посвящена глава 61 ТК РФ.

Право на проведение забастовки возникает у работников, когда они использовали другие способы разрешения конфликтной ситуации с работодателем, которые в меньшей степени опасны для нормальной организации технологического процесса. Проводить забастовку разрешается в одной из следующих ситуаций:

  • примирительные процедуры, предусмотренные статьей 401 ТК РФ, не привели к разрешению конфликтной ситуации. При этом в соответствии с этой статьей в список таких мероприятий входит рассмотрение спора примирительной комиссией, привлечение к разрешению этой ситуации уполномоченного посредника или разбор имеющихся обстоятельств в арбитраже;
  • работодатель, его представители или коллективная организация работодателей не выполняет условия соглашения, достигнутого в ходе переговоров по этому конфликту;
  • работодатель, его представители или коллективная организация работодателей не выполняет решение трудового арбитража, вынесенное в результате рассмотрения спорной ситуации.

В этом случае работникам разрешается провести забастовку. При этом участие в ней должно быть строго добровольным. Работник вправе отказаться от участия в ней, если он не согласен с позицией коллег по конкретному вопросу и придерживается иных взглядов на возможные пути решения проблемы. Представителям работодателя участие в таком мероприятии не разрешается.

Учитывая возможность части сотрудников предприятия отказаться от участия в забастовке, решение о ее проведении должно приниматься большинством голосов работников компании. При этом порядок организации такого события, установленный положениями ст. 410 ТК РФ, допускает разные требования к количеству поддержавших такое решение в зависимости от формы его принятия:

  • если решение принимается собранием работников, то на нем должно присутствовать не менее половины штатной численности сотрудников компании;
  • если решение принимается конференцией сотрудников, то присутствовать на ней должны не менее 2/3 делегатов.

Предложение об организации забастовки высказывает представительный орган работников, который ранее был избран для реализации примирительных мероприятий в рамках сложившегося трудового конфликта. При этом в обоих случаях решение будет считаться легитимным, если его поддержали не менее половины участников. Если по по каким-то причинам провести очный сбор персонала в любой форме невозможно, инициаторы забастовки могут легитимизировать ее, собрав подписи более половины сотрудников в поддержку своего предложения.

Если нужное количество работников поддержало организацию забастовки, конференция или собрание выбирает дату ее проведения и готовит предупредительное письмо в адрес работодателя. В нем указываются:

  • проблемы, которые послужили причиной для организации такого мероприятии;
  • дата и время старта забастовки. Она должна начаться не позднее двух месяцев с даты вынесения решения о ее организации;
  • название органа, который курирует ее проведение, и состав работников, задействованных в осуществлении примирительных процедур на предыдущей стадии;
  • список минимального набора работ, который участники забастовки готовы выполнять в период ее проведения для поддержания текущей жизнедеятельности предприятия.

Работодатель должен получить такое извещение не позже, чем за пять рабочих дней до начала забастовки. Если оно запланировано к проведению профессиональным союзом работников или объединением их профсоюзов, этот срок увеличивается до семи рабочих дней. Получив такую «черную метку», работодатель обязан сообщить о планах своих сотрудников в территориальное подразделение Роструда.

Итак, чтобы забастовка была признана законной и полностью отвечала требованиям, указанным в Трудовом кодексе, работникам нужно позаботиться о выполнении следующих условий:

  • трудовой коллектив попытался разрешить конфликт в мирном порядке, но работодатель не пошел им навстречу;
  • работники вынесли решение о проведении забастовки в ходе собрания или конференции, проведенной в установленном законом порядке. При этом были соблюдены требования относительно количества участников такого мероприятия и доли собравшихся, проголосовавших за организацию забастовки;
  • трудовой коллектив вовремя проинформировал работодателя о готовящихся событиях;
  • все участники вышли на забастовку добровольно, без давления со стороны других членов коллектива или представительного органа работников.

При этих условиях проведение забастовки формально разрешается. Однако на практике ее осуществление все равно часто связано с целым рядом сложностей во взаимоотношениях работников и работодателей. Последние не всегда готовы смириться с реализацией законных прав работников на защиту своих интересов, поэтому используют разные способы, чтобы помешать сотрудникам осуществить задуманное.

Так, например, около месяца назад в СМИ широко освещалась ситуация, связанная с сотрудницей авиакомпании «Аэрофлот» Илоной Борисовой, которая также входила в Шереметьевский профсоюз бортпроводников. Девушка стала одной из участниц пикета, нацеленного на обеспечение индексации зарплат сотрудников компании и прекращения дискриминационных действий в отношении отдельных работников. В итоге бортпроводницу уволили со службы – с официальной формулировкой, связанной с целой совокупностью нарушений порядка работы в компании. Однако она уверена, что такое решение полностью основано на ее правозащитной деятельности: тем более, что таким же образом компания поступила и с некоторыми другими работниками, — добавляет она.

Впрочем, подобные ситуации – это не только российская специфика. Например, краудфандинговая платформа Kickstarter сейчас ведет противостояние, которое развернулось между нею и ее сотрудниками, объединившимися в профсоюз. Они выступают против необоснованных ущемлений прав сотрудников как в процессе работы в компании, так и при увольнении. Например, одна из спорных ситуаций, возникших между работниками и работодателем, связана с обязательствами о неразглашении информации, которых требуют от сотрудников при расторжении трудового контракта. При этом участники профсоюза утверждают, что основная причина неприязни руководства к ним – это собственно участие в деятельности профсоюзной организации.

Однако все вышесказанное не означает, что работники вправе защищать свои интересы любыми методами. Если правила проведения забастовок будут ими нарушены, такое мероприятие будет признано незаконным и повлечет за собой применение мер ответственности к организаторам. Помимо основных условий легитимности такого события, им необходимо учитывать положения статьи 413 ТК РФ. В ней перечислены особые обстоятельства, в которых проведение забастовок не допускается. В первую очередь к ним относятся военное или чрезвычайное положение. Не разрешается проведение таких мероприятий и в особых категориях организаций, в том числе:

  • в органах Вооруженных сил;
  • в организациях, занимающихся ликвидацией стихийных бедствий, тушением пожаров, проведением аварийных и спасательных работ и т.д.;
  • в правоохранительных организациях и органах;
  • в компаниях, осуществляющих сервисное обслуживание опасных промышленных объектов;
  • в организациях скорой помощи;
  • в компаниях, предоставляющих населению ключевые жилищно-коммунальные услуги, включая отопление, водоснабжение и проч.

Кроме того, на основании ряда специальных нормативных документов лишены права на проведение забастовки и другие категории работников – например, судьи и муниципальные служащие. Если работодатель считает, что забастовка, организованная его работниками, является незаконной, он может обратиться в суд с соответствующим иском. Если решение суда подтвердит его позицию, к организаторам мероприятия будут применены санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Меры ответственности, применяемые в случае организации и проведения незаконной забастовки, могут дифференцироваться в зависимости от характера нарушения, тяжести его последствий и других факторов. Действующее законодательство для этого случая предусматривает следующие виды санкций:

  • дисциплинарная ответственность сотрудников в объеме, предусмотренном статьей 192 ТК РФ. На усмотрение работодателя здесь можно применить замечание, выговор или увольнение. При этом согласно ст. 417 ТК РФ возможность применения такого наказания возникает, если работники начали забастовку, несмотря на вынесенное решение суда о ее незаконности, или не прекратили ее на следующий день после того, как их проинформировали о таком решении;
  • административная ответственность по статье 20.26 КоАП РФ. Для работников, участвующих в забастовке, штраф по этой статье может составить до 1,5 тысяч рублей, для организаторов мероприятия – до 2,5 тысяч;
  • гражданско-правовая ответственность профсоюзной организации, если в результате проведения незаконной забастовки компания понесла значительные убытки. В этом случае она будет обязана возместить причиненный ущерб в размере, установленном судом
Читайте также:  Сколько зарабатывают риелторы: комиссия растет или уменьшается?

В отдельных случаях незаконная забастовка может стать основанием для уголовной ответственности. Например, если деятельность организаторов забастовки квалифицируется как злостное невыполнение решения суда или в других сложных случаях.

Европейская социальная хартия, составленная 18.10.1961 и пересмотренная 03.05.1996 года, в своей шестой статье накладывает обязательства на стран-участников по предоставлению соответствующего права рабочим гражданам на проведение коллективных переговоров и на право переговоров со стороны работодателя. В случае, если во взаимоотношениях рабочих и работодателя возникает конфликт интересов, то рабочим должно быть гарантировано право на проведение забастовки. Исключение в этом праве составляют коллективные соглашения, которые были заключены ранее и конфликтуют с требуемыми обязательствами.

Еще одно право на забастовку и его реализация гарантируется Хартией Европейского Сообщества об основных социальных правах трудящихся от 09.12.1989, в статье 13.

Замечание 2

Получается, что международное сообщество принимает право на забастовку как одно из основных прав, предоставляемых работникам и их компаниям для реализации соответствующих прав их защиты. Вместе с этим стоит отметить, что непрекращающееся пользование этим правом может иметь разрушительные последствия для сохранности страны и социума, и создавать опасность для жизни и здоровья гражданских лиц, которые не принимают участие в разрешении трудового спора, вызвавшего забастовку.

Подобные опасения представляют основания ограничивать право на забастовку, которое гарантировано и описано в законодательстве страны. Право ограничивать забастовку также основано на нормах международного права, и соответствующее ограничение не должно иметь официальный отраслевой характер. Поэтому, ограничения не будут распространяться на права работников каждой отрасли, но будет касаться тех отраслей, забастовки в которых приведут к нарушению прав гражданских лиц, интересов страны или же ее безопасности.

Право на проведение забастовок совмещено с процессом решения трудовых конфликтов, что также основано на международном праве. Данное право описывается как волевые меры рабочих на работодателя для побуждения его к разрешению возникшего спора. В то же время, забастовка не должна быть средством оказания давления на органы, которые участвуют в разрешении спора, куда входят арбитражные органы по добровольному примирению. Основываясь на этих принципах была создана Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29.06.1951 года, которая сообщает о необходимости приостановить забастовку на время проведения переговоров в процессе примирительного диалога или рассмотрения конфликта арбитражным органом.

Международные-правовые акты о правах человека определяют возможность регламентации права на забастовку к внутреннему законодательству государства.

Замечание 3

Следовательно, законодатель принимает решения в области регулирования оснований и условий для проведения забастовки, а также оснований не допускать ее.

В этой ситуации описывается необходимость со стороны законодателя, при определении норм организации забастовок, осуществлять обязательное согласованием между охраной профессиональных интересов, одним из инструментов которой является забастовка, и охраной общественных интересов, которой может быть нанесен вред или могут быть быть нарушены права граждан страны.

Что гарантируется Конституцией РФ относительно забастовки:

  1. Определение забастовки как законные действия работников;
  2. Предоставления законных возможностей организации забастовки через реализацию государственных гарантий;
  3. Определение забастовки как инструмент решения коллективных споров касательно труда;
  4. Отнесения вопросов регулирования забастовки к ответственности федерального законодателя.
Замечание 4

При описании гарантии на проведение забастовки, нужно выделить связь согласованных действий работников в процессе охраны своих законных интересов с реализацией иных коллективных трудовых прав.

Право на забастовку рассматривается как коллективное право с юридической точки зрения. Это право предоставляется коллективу рабочих гражданских лиц и оно проводится представителем этого коллектива (в этом случае – профсоюзом). С исторической точки зрения забастовка возникла как явление и позднее получила правовое признание как коллективная акция. Общественный характер остановки трудовых обязательств принуждает работодателя пойти на примирительные меры и предпринять действия, которые смогут урегулировать разногласия.

Право на забастовку, которое основано на положениях международного сообщества, Конституции Российской Федерации, и трудовом законодательстве, предоставляет возможность отнестись критически к заявлениям о том, что забастовку можно проводить как метод решения индивидуальных конфликтов.

Замечание 5

При этом, не стоит забывать о том, что индивидуальный аспект осуществления забастовки действительно имеет место быть – гражданское лицо может принимать решение об участии в забастовке или неучастии в ней.

Право на забастовку, которое гарантируется Конституцией, может быть лимитировано только со стороны федерального законодательства. Согласно третьей части статьи 55 Конституции России, права и свободы человека и гражданского лица могут быть ограничены федеральным законодательством только в рамках защиты основ конституционного строя, морали, здоровья, прав и законных интересов третьих лиц, а также обеспечения безопасности страны и ее обороны.

Замечание 7

На данный момент в России нет судебной практики, которая касалась бы запрета забастовок на основании угрозы конституционному строю страны; другими словами – политических забастовок. Это положение активно воспринимается и поддерживается работающими лицами как принятие законодателем идеи о забастовке в виде мирного способа разрешать споры.

Забастовки, которые представляют угрозу жизни и здоровью третьих лиц, являются незаконными. Например, незаконной была признана забастовка водителей автомобилей «Скорой помощи» в Свердловской области, потому что, по решению областного суда, создалась реальная угроза жизням жителей в случае неисполнения водителями своих должностных обязанностей.

Похожее решение было вынесено судом Свердловской области по заявлению администрации МП «Медавтотранс» к свободному профсоюзу МП «Медавтотранс» о признании забастовки незаконной. При проведении мероприятия, не был предоставлен минимальный объем должностных услуг для штатной работы Нижнетагильской городской станции скорой медицинской помощи. Суд рассмотрел действия как реальную угрозу для жизней и здоровья граждан (согласно делу №3-5-1997 от 14.03.1997).

На основании статьи 55 Конституции Российской Федерации, статья 413 Трудового Кодекса России приводит положения, в связи с которыми забастовка может быть распознана как незаконная, а также список организаций, где забастовки при обозначенных условиях не должны быть организованы. Забастовками вне закона признаются:

  1. Забастовки, которые проводятся при нарушении закона, который регулирует процесс их организации и проведения;
  2. Забастовки, которые проводятся в местах, запрещенных или лимитирующих проведение забастовок;
  3. Забастовки, которые не нацелены на решение коллективных трудовых конфликтов.

Также не допускаются забастовки:

  1. Во время действия военного или чрезвычайного положения, куда входят особые меры в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и соответствующих организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других военных, военизированных и связанных с этой областью формированиях (коими могут быть филиалы, представительства, и другие обособленные структурные департаменты, которые имеют в своем ведении вопросы военной безопасности государства, аварийно-спасательных подразделений, поисково-спасательных подразделений, подразделений, ведающими противопожарными работами, предупреждениями или ликвидациями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций). Помимо этого, забастовки запрещены в правоохранительных органах, и в организациях и их филиалах/представительствах, которые занимаются обслуживанием особо опасных видов производств, а также на станциях скорой и неотложной помощи;
  2. В организациях и их представительствах или прочих обособленных структурных подразделений, которые занимаются обеспечением жизнедеятельности граждан (куда входят сферы энергообеспечения, отопления и теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, авиационная, железнодорожного и водного транспорта, связи, больничная), но только в тех случаях, когда организация забастовок представляет угрозу обороне государства, его безопасности, а также жизни и здоровью гражданских лиц.

Помимо этого, право на забастовку для некоторых категорий работников может быть лимитировано в рамках федерального закона. Проведение забастовок невозможно для следующих категорий работающих граждан:

  1. Которые служат в муниципальных органах (согласно статье 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  2. Которые работают в сфере разработки и эксплуатации атомной энергии (согласно статье 39 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);
  3. Которые работают в гражданской авиации и занимаются обслуживанием воздушного движения (согласно статье 52 Воздушного кодекса России от 19.03.1997 №60-ФЗ);
  4. Которые являются сотрудниками федеральной фельдъегерской связи (согласно четвертой части 9 статьи Федерального закона от 17.12.1994 №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» в редакции от 02.03.2007);
  5. Которые являются сотрудниками профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных организаций/подразделений (согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Рабочие, которые имеют ограничение на организацию и осуществление забастовок, могут пользоваться правами на другие инструменты для разрешения коллективного трудового спора. Если проведение забастовки запрещено на законодательном уровне для вышеописанных категорий работников, то им предоставляются права на использование дополнительных инструментов для урегулирования трудового спора, что соответствует нормам международного трудового права, которые не допускают возможности полного запрета на согласованные массовые действия работников, и указывают на необходимость создания альтернативных механизмов для конструктивного разр��шения коллективных трудовых споров.

В Трудовом кодексе не только закреплено право наемных работников на забастовку. Документ также содержит определение данного способа отстоять свои интересы трудящимся.

Что такое забастовка, ТК РФ поясняет так (398-я статья): это добровольный и временный отказ сотрудников от исполнения трудовых обязанностей ради разрешения коллективного спора, возникшего между подчиненными и работодателем.

В законе особо подчеркивается (409-я статья ТК), что забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора не должна быть принудительной, навязанной сотрудникам извне или членами рабочего коллектива. Принуждать нельзя не только к участию в забастовочных акциях, но и к отказу от них.

Такому понятию, как забастовка трудовое право придает особое значение, так как в определенных случаях действия работников могут нарушить интересы не только работодателя, но и общества, а также государства.

Разобравшись, чем гарантировано право на забастовку, следует перейти к правилам ее организации.

Решение об объявлении забастовки принимается:

  • либо на собрании сотрудников организации;
  • либо профсоюзом (если работать отказываются работники не отдельного предприятия, а целой отрасли).

В некоторых европейских странах, например, в Германии, проведение забастовки как формы трудового конфликта санкционируется только профсоюзными организациями. В иных случаях их признают вне закона. Россия не пошла по такому пути – государство разрешило работникам проводить забастовки самостоятельно.

Забастовочной акции, организованной трудовым коллективом, должны предшествовать примирительные процедуры с руководством компании. Порядок проведения забастовки, проводимой по инициативе профсоюза, подобного требования не содержит.

На собрании должно присутствовать не менее половины работников предприятия + еще один человек (тоже работник). Объявление забастовки будет правомочным, если более 50% из них поддержат ее организацию. Если нет возможности собрать требуемое количество работников, у отсутствующих членов коллектива необходимо собрать подписи – в поддержку забастовки (410-я статья Трудового кодекса).

О готовящейся акции работодатель письменно предупреждается за 5 дней (рабочих!) до ее начала, а если мероприятие организуется профсоюзом – за 7.

Часовая предупредительная забастовка может быть объявлена в период работы примирительной комиссии, цель которой – урегулировать возникшие разногласия, не прибегая к крайним мерам. В рамках конкретного трудового конфликта ее разрешается проводить только один раз.

В Трудовом кодексе описаны лишь 2 вида забастовки: основная и предварительная. Однако в теории их классифицируют по различным признакам.

Например, по типу выдвигаемых забастовщиками требований, акция может быть не только профессиональной (трудовой, отраслевой), но и политической, когда условиями ее прекращения называется смена государственного устройства, уход из власти определенного чиновника или дополнительные общественные блага (например, понижение пенсионного возраста).

ТК РФ подробно регламентирует процедурные вопросы организации и проведения забастовки на всех ее стадиях. Помните, что отступление от этих правил может послужить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, а также для признания судом забастовки незаконной.

Правило 1. Предложение об объявлении забастовки может сделать только орган, который ранее был уполномочен работниками на разрешение спора.

Не допускается ситуация, когда спор начинает и принимает участие в примирительных процедурах один орган, получивший на это полномочия от работников, а с предложением об объявлении забастовки выступает уже другой.

ТК РФ ориентирует работников и их представителей на постоянство и преемственность в вопросах развития спора.

Правило 2. Спор и его крайняя форма – забастовка могут возникнуть и развиваться не только в организации в целом, но и в ее филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. На сегодняшний день правом на объявление забастовки не обладают коллективы других структурных подразделений организации (отдел, участок, бригада и т. п.).

Правило 3. Решение об объявлении забастовки принимается не представителем работников, а непосредственно работниками. Для этого необходимо созвать собрание либо конференцию работников.

Действующее трудовое законодательство допускает отказ работника от исполнения возложенных на него трудовых обязанностей, который не является забастовкой.Так, в целях защиты своих трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения:
  • работы, не предусмотренной трудовым договором,
  • работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 379 ТК РФ).

Статья 142 ТК РФ предоставляет работнику право прекращения работы в случае задержки выплаты заработной платы.В указанных ситуациях добровольный отказ работника от выполнения трудовых обязанностей связан с нарушением его конституционных прав на свободу труда и на вознаграждение за труд, защита которых может осуществляться и вне рамок коллективного трудового спора. Решение о прекращении работы в этих случаях принимается и доводится до сведения работодателя каждым работником индивидуально.Обратите внимание: защита индивидуальных трудовых прав, как правило, осуществляется в рамках процедуры разрешения индивидуальных трудовых споров, а защита коллективных прав, в том числе посредством забастовки, – в рамках процедуры урегулирования коллективных трудовых споров.

Правило 4. ТК РФ предусматривает разные условия для кворума собраний и конференций, которые собираются для принятия вопроса об объявлении забастовки.

Для конференции законодателем назван порог явки – не менее двух третей делегатов. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины общего числа работников.

Комментарий к статье 417 ТК РФ:

1. В соответствии с ч. 6 ст. 413 ТК решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего рабочего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку.

В этом случае можно говорить об использовании механизма принуждения к работе. Забастовка, признанная в установленном порядке незаконной, должна быть немедленно прекращена либо, если решение суда вынесено до начала забастовочных действий, работники должны воздержаться от ее проведения.

Законодательство гарантирует реализацию права на забастовку лишь в том случае, когда эта забастовка законна, т.е. направлена на достижение социально значимых целей, объявлена с соблюдением установленных правил и после проведения примирительных процедур, не нарушает прав и законных интересов других граждан, не создает угрозы конституционно признанным общественным ценностям.

Установление такого правила обусловлено необходимостью поддерживать определенный баланс общественных интересов и не допустить реализации прав одних граждан за счет нарушения прав и свобод других или за счет причинения ущерба государственным либо общественным интересам.

2. Обязанность приступить к работе возникает на следующий рабочий день после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку (ч. 6 ст. 413 ТК). Вместе с тем ТК предусматривает, что немедленному исполнению подлежит решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу (ч. 6 ст. 413 ТК), т.е. решение, не обжалованное или не опротестованное в течение 10 дней с момента принятия.

Указанная неточность устраняется сложившейся правоприменительной практикой: решение суда о признании забастовки незаконной исполняется немедленно.

3. По правовым последствиям к признанию забастовки незаконной приравнивается решение суда об отсрочке или приостановке забастовки (ч. 7 ст. 413 ТК), а также решение Правительства РФ о приостановке забастовки (ч. 8 ст. 413 ТК). В указанных случаях работники также должны приступить к работе до окончательного решения вопроса о законности (или незаконности) забастовки.

4. Действия работников, не выполняющих установленные ст. 413 ТК обязанности, можно квалифицировать как прогул (если они отсутствуют на работе) или иной дисциплинарный проступок (если работники находятся на рабочих местах, но не выполняют свои трудовые обязанности).

5. Дисциплинарное взыскание налагается с соблюдением требований статей ТК (см. коммент. к ст. ст. 192, 193).

6. Представительный орган, объявивший незаконную забастовку, несет ответственность лишь в том случае, когда он не прекратил забастовку после признания ее незаконной. Такое положение призвано создать наиболее благоприятные условия деятельности представительных органов работников и исключить возможность совершения по отношению к ним каких бы то ни было дискриминационных действий.

Основанием привлечения к ответственности является причинение убытков. Поскольку ч. 2 комментируемой статьи указывает на возмещение убытков, причиненных незаконной забастовкой, убытки возмещаются за весь период забастовки. Иными словами, имеет значение сам факт признания забастовки незаконной (и отказ представительного органа работников ее прекратить), а не момент вынесения решения суда. Убытки возмещаются по нормам гражданского законодательства в судебном порядке.

По сложившейся практике убытки, причиненные незаконной забастовкой, не взыскиваются. Как правило, такое требование работодателем или прокурором не выдвигается.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *