Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Полномочия в сфере социальной защиты населения включают в себя:

— установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначение таким гражданам помощников, осуществление контроля за исполнением помощниками возложенных на них обязанностей в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— установление опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограничено дееспособными, в том числе установление предварительной опеки или попечительства над такими гражданами и установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки и попечительства;

— прекращение опеки или попечительства в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности (в случае, если члены семьи, близкие родственники не обратились в суд с соответствующим заявление), а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности;

— осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;

— заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса РФ;

— выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

— проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, ведение личных дел, утверждение отчетов опекунов и попечителей о расходовании денежных средств подопечного и другие.

С целью получения сведений о личности будущего опекуна или попечителя органу опеки и попечительства предоставляется право требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном (попечителем), предоставления сведений о себе, а также право запрашивать информацию о гражданине в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских, жилищно-эксплуатационных и иных организациях.

Участие органов опеки и попечительства в спорах, связанных с воспитанием детей.

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

Опека, попечительство и патронаж в гражданском праве

Мы активно занимаемся противодействием так называемому «социальному патронажу», то есть необоснованным жалобам в органы опеки и попечительства и превышению должностных полномочий субъектов профилактики.

Решение о постановке семьи на Социальный патронаж принимается Центра, при выявлении семьи, либо при поступлении информации о семье от органов учреждений системы профилактики безнадзорности, общественных организаций.

В случае изменения места жительства совершеннолетнего подопечного орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного при получении его личного дела обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

Формы отчетов опекуна и попечителя утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».

Читайте также:  Как отменить перевод с карты на карту по ошибке

При смене подопечным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства подопечного направляет его личное дело в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от опекуна в орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами. Патронаж.

Рассматривает результаты проверок условий жизни граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Посещение сотрудников ООП происходит с целью проверки соблюдения прав детей и их законных интересов. Осуществление проверки возможно как специалистами отдела опеки, так и комиссией в составе представителей детского учебного учреждения, социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних и других уполномоченных лиц.

К данной категории можно отнести низкий доход семьи, развод родителей, конфликты между супругами или родителями и детьми. Зачастую эти факторы сочетаются. Такие семьи регулярно посещают сотрудники опеки.
Кроме этого, опекун не вправе пользоваться имуществом подопечного, а также без согласия органа опеки и попечительства передавать его в пользование третьим лицам. Сделки по передаче имущества подопечного в пользование третьим лицам (внаем, аренду, безвозмездное пользование) возможны при условии их совершения к выгоде подопечного и только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Я включена в список на обеспечение жилым помещением в другом субъекте Российской Федерации, в котором до 18 лет состояла на учете как ребенок-сирота. После 18 лет я переехала на постоянное место жительства на территорию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Могу ли я получить жилое помещение на территории автономного округа по новому месту жительства?

Форма заявления о назначении опекуном

В заявление следует внести следующие данные:

  • Адрес и шифр учреждения, в которое направляется жалоба;
  • ФИО просителя, паспортные данные, адрес пребывания, контактные данные;
  • Описание всех известных ситуаций, в которых родители вели себя противоправно по отношению к ребенку. Этот пункт самый важный: от него зависит, будут ли приняты меры. Поэтому описание должно быть полным, честным и убедительным;
  • Ссылка на источник: письменные, аудио- или видео-доказательства, показания очевидцев, личные наблюдения;
  • Просьба провести проверку, обеспечить соблюдение прав ребёнка;
  • Дата написания и подпись, закрепляющая достоверность сведений.

Вероятность инициации проверки повысится, если автор текста будет ссылаться на конкретные законы, которые были нарушены родителями или опекунами ребёнка.

Ребёнок должен находиться в условиях, в которых возможно его всестороннее развитие. У третьих лиц есть возможность повлиять на его судьбу с помощью жалобы в органы опеки, если таковые условия не обеспечиваются.

Ненадлежащее воспитание и уход за детьми подразумевает неисполнение родительских обязанностей. Несовершеннолетние в праве получать заботу и уход от родителей или опекунов. Если взрослые не участвуют в жизни детей, не следят за их здоровьем, злоупотребляют своим статусом – это является поводом для подачи заявления на отца или мать в опеку. Особенно важно сообщить о семье, где есть психическое, физическое или сексуальное насилие. Протокол о несоблюдении обязанностей родителя составляют сотрудники органов внутренних дел. Дело о данном правонарушении рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних.

Граждане почтенного возраста нередко остро нуждаются в помощи. Особенно это актуально для одиноких пенсионеров. Однако старость не является прямым основанием для прикрепления официального законного представителя. Над пожилым человеком может устанавливаться:

  • патронаж;
  • опекунство.

Первый вариант подходит для лиц, которым требуется содействие в решении бытовых дел. Вторая форма применяется для полного представительства. В России предусмотрены выплаты по уходу за пенсионерами после 80 лет. Размер компенсации составляет 1200 рублей в месяц. Это позволяет частично покрыть расходы на оплату услуг опекуна. Такая же мера поддержки предусмотрена для лиц, обеспечивающих контроль над инвалидом 1 группы.

Человек нуждается в посторонней помощи в силу различных факторов — несовершеннолетия или преклонного возраста, инвалидности, психических расстройств. При наличии предусмотренных оснований над субъектом устанавливается опека или попечительство. Первая форма ухода предполагает полное представительство и осуществление от имени опекаемого юридически значимых действий. Такой присмотр применяется:

  • для малолетних — лиц, не достигших 14 лет;
  • недееспособных — граждан, не способных понимать значение собственных поступков и руководить ими. Недееспособность устанавливается в порядке ст. 29 ГК РФ по решению суда.

Попечительство состоит в содействии реализации подопечными прав и обязанностей, охране от негативного воздействия со стороны третьих лиц и согласовании совершения значимых поступков. В попечителях нуждаются:

  • несовершеннолетние с 14 до 18 лет, оставшиеся без родительской заботы;
  • частично дееспособные — ограниченные судом в дееспособности в порядке применения ст. 30 ГК.

Важно! Согласно ст. 8 закона №48-ФЗ от 24.04.2008 установление опеки и попечительства относится к полномочиям органов ОП. Однако в отдельных случаях назначению опекуна предшествует судебное рассмотрение обращения о признании лица частично или полностью недееспособным.

Обратиться с жалобой и написать письмо в ООП могут следующие граждане:

  1. один из родителей (для установления места жительства несовершеннолетнего не достигшего четырнадцати лет);
  2. сотрудники образовательных организаций (работники детских садов или школы);
  3. специалисты медицинского учреждения (врач из поликлиники, например, педиатр);
  4. любой из родственников (бабушка, дедушка, тетя, дядя).

Обращение в ООО можно передать лично в отделение по месту проживания или направить заказным письмом через Почту России.

Если сигнал о семье хочет передать лицо, желающее остаться анонимным, то в интернете можно найти контактный номер телефона для звонка.

Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

Если сотрудник опеки сообщил о готовящемся визите заранее, то необходимо уточнить, в связи с чем осуществляется проверка, что будут осматривать и от кого поступило сообщение о нарушении прав ребенка, затем, исходя от полученной информации, подготовиться к проверке. Например, если визит опеки связан с непосещением ребенком школы продолжительное время, то потребуется подготовить документы, свидетельствующие об уважительности причин отсутствия в школе.

В любом случае, дом и вещи ребенка следует привести в порядок, обратив внимание на следующее:

  • общее состояние жилища, то есть, должно быть чисто
  • наличие своего места для ребенка, если не комнаты, то хотя бы ее часть. Даже если ребенок еще маленький и спит с родителями у него должно быть свое спальное место. Если речь идет о школьнике, то у него должно быть место для занятий
  • наличие продуктов питания, игрушек и одежды, соответствующих возрасту ребенка
  • отсутствие доступа к предметам, опасным для здоровья ребенка

ВАЖНО: на время проверки не будет лишним позвать друзей или знакомых. Присутствие третьих лиц всегда дисциплинирует проверяющие органы.

Органы опеки и попечительства – это государственный орган, который должен действовать в рамках закона. Законодатель предоставляет гражданам право на обжалование действий должностных лиц путем направления заявления в вышестоящий орган, уполномоченному по правам человека, в прокуратуру или суд. Поэтому, при взаимодействии с органами опеки, как и с любым иным государственным органом, следует обращать внимание на детали, которые в дальнейшем помогут выиграть спор у государственного органа.

Для борьбы с органами опеки понадобятся:

  • ФИО должностных лиц, осуществляющих проверку семьи
  • аудио, видео или фотофиксация действий сотрудников опеки
  • запись телефонных разговоров с должностными лицами
  • наличие копии акта, составленного проверяющими
  • иные сведения, подтверждающие незаконность действия уполномоченных лиц органов опеки

В любом случае, следует помнить, что сотрудники опеки – это должностные лица, выполняющие свои обязанности, поэтому, лучше всего, взаимоотношения с ними строить в форме диалога. Иными словами, не стоит избегать проверок и иными способами препятствовать их, а лучше выяснить основания, послужившие проверке и, при их наличии, в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения.

Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург предоставляет следующие услуги при проведении проверки органа опеки:

  • проведение консультаций по возникающим у доверителя вопросам
  • подготовка клиента к диалогу с должностными лицами, разъяснение его прав
  • присутствие при проверке жилого помещения уполномоченными лицами с разрешением возникающих вопросов
  • оспаривание актов органов опеки и попечительства
  • иная защита прав и законных интересов доверителя

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В заявлении касательно ненадлежащего воспитания ребенка необходимо указать следующие моменты:

  • Адрес отделения органов опеки и попечительства по месту проживания ребенка.
  • Информация о заявителе (Ф. И. О., место проживания);
  • Доводы касаемо дела:
    • Кем является заявитель ребенку?
    • Что делают родители (опекуны) противоправного?
    • В чем проявляется бездействие или злоупотребление правами?
    • Случались ли инциденты насилия над детьми?
    • Как были получены сведенья?
    • Прочая полезная информация.

    Порядок проведения проверки органом опеки и попечительства

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок и срок заключения органом опеки и попечительства с опекуном или попечителем (далее — опекун) договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе договора о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами соответствующего субъекта Российской Федерации, — договора о патронатной семье (патронатном воспитании) (далее — договор).

    2. Договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного (далее — подопечный), так и в отношении нескольких подопечных.

    Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

    3. Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

    В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

    В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

    4. Предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

    УТВЕРЖДЕНЫ
    Постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 18 мая 2009 г. N 423

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

    2. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

    Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

    3. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

    Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

    4. Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

    5. При рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

    6. При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

    7. Орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

    8. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

    Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

    9. При передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

    Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.

    Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.

    Дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе.

    10. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

    11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье осуществляется в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

    УТВЕРЖДЕНЫ
    Постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 18 мая 2009 г. N 423

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 93, от 19.12.2018 N 1586)

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее — подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее — опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.

    2. В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее — проверки).

    3. Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

    4. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

    а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

    б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

    в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

    4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

    а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

    б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

    5. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

    6. При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

    Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.

    7. В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

    В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 93)

    Правовые основы патронажа регулируются ст. 41 ГК РФ. Патронаж над пожилым возможно установить в случае полной дееспособности последнего. Психическое здоровье опекаемого не должно вызывать сомнений.

    ВАЖНО! Над психически больными гражданами данная форма попечительства не устанавливается.

    Наиболее приемлемый и удобный вариант – когда на свое попечение пожилого берет родственник. Вероятность того, что отношения между участниками устроятся быстрее и легче, в данном случае в разы выше. Доверие опекаемого к своему опекуну и, в свою очередь, добросовестность патрона – необходимые условия успешности патронажа.

    Законное право на патронаж имеют одинокие пожилые граждане, которым сложно позаботиться о себе по ряду причин: например, наличие инвалидности либо заболеваний, препятствующих или мешающих самостоятельно ухаживать за собой, выходить на улицу, посещать общественные места. Отделом опеки ведется учет престарелых, нуждающихся в помощи. Опекун в данном случае выступает только в роли помощника.

    ВАЖНО! Наличие родственников, даже близких, не является препятствием для установления патронажа.

    Претендент на опеку должен отвечать ряду требований:

    Патроном не может быть работник службы социальной защиты.

    ВАЖНО! При соблюдении равных условий предпочтение отдается претенденту, состоящему в родственных отношениях с заявителем.

    Перечень функций опекуна в обязательном порядке согласуется с патронируемым и четко прописывается в договоре.

    • помощь в организации быта – уборка, готовка, стирка;
    • выполнение поручений – поход в магазин, аптеку и пр.;
    • помощь в разрешении форс-мажорных обстоятельств – например, организация ремонтных работ при прорыве водопровода в квартире опекаемого;
    • сопровождение при посещении общественных мест – поликлиники, театра и пр.;
    • представление интересов опекаемого, а также совершение сделок с его имуществом при наличии нотариально заверенной доверенности от подопечного на имя опекуна;
    • приобретение продуктов питания, одежды, лекарств, предметов интерьера и прочий расход денежных средств опекаемого в интересах последнего и только с его согласия;
    • по требованию специалистов социальной службы предоставлять информацию о расходе личных средств патронируемого.

    При каких условиях орган опеки назначает патронаж?

    Все условия и существующие правила, которые определяют оформление патронажа, содержатся в ГК РФ:

    1. Во-первых, гражданин, нуждающийся в опеке (в том числе имеющий инвалидность), не должен иметь в анамнезе психических отклонений, иначе никакого патронажа быть не может, только полная опека.
    2. Во-вторых, на патронаж должен согласиться не только опекаемый, но и опекун-патрон.
    3. В-третьих, помощником в случае патронажа (патроном) не может являться сотрудник социальной службы, назначенный соцзащитой для помощи престарелым по хозяйству. Такими помощниками могут быть родственники опекаемого (так чаще всего и случается), а также друзья, знакомые или вовсе посторонние, но неравнодушные люди.

    Важно: Между опекаемым и опекуном в случае патронажа заключается договор (доверительного управления имуществом, поручения или любой другой гражданский), где подробно расписываются права и обязанности сторон.

    Как оформить патронаж над пожилым человеком?

    В любом региональном законодательстве прописываются действия, которые необходимо предпринять для оформления патронажа над пожилым/престарелым человеком. И самыми общими моментами такого оформления можно считать следующие:

    1. Подача заявления на патронаж в органы опеки и попечительства — прерогатива потенциального опекаемого. К ходатайству необходимо приложить медицинское заключение о состоянии здоровья (разумеется, с рекомендациями опеки).
    2. Заявление опекаемого должно подаваться вместе с заявлением будущего опекуна-патрона и проектом соответствующего договора между ними.
    3. Вместе с заявлениями и проектом договора подаются также следующие документы:
      • характеристика с работы потенциального опекуна;
      • медицинское заключение на помощника (о том, что состояние здоровья позволяет ему осуществлять уход за другим человеком);
      • справки из диспансеров (на опекуна): туберкулезного, наркологического и психоневрологического;
      • копия Свидетельства о праве собственности на имеющееся жилье или справка о постоянной регистрации по месту жительства (это все тоже на потенциального опекуна).

    Поданные документы и заявления по закону будут рассматриваться 1 месяц. И за этот срок органы опеки и попечительства решат: действительно ли гражданин нуждается в опеке. А также подходит ли ему кандидатура конкретного опекуна.

    Горячая линия опеки и попечительства: телефон и официальный сайт

    Жаловаться на ненадлежащее воспитание ребенка могут следующие группы лиц:

    • Мать малыша на своего бывшего или нынешнего супруга, и наоборот.
    • Соседи, наблюдающие за произволом.
    • Сотрудники учебных (школа, детский садик) и медицинских (больница) учреждений.
    • Прочие родственники (бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети).
    • Сотрудники прокуратуры, получившие сведенья о жестоком обращении с детьми.

    В заявлении касательно ненадлежащего воспитания ребенка необходимо указать следующие моменты:

    • Адрес отделения органов опеки и попечительства по месту проживания ребенка.
    • Информация о заявителе (Ф. И. О., место проживания);
    • Доводы касаемо дела:
      • Кем является заявитель ребенку?
      • Что делают родители (опекуны) противоправного?
      • В чем проявляется бездействие или злоупотребление правами?
      • Случались ли инциденты насилия над детьми?
      • Как были получены сведенья?
      • Прочая полезная информация.

      Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

      Правом на обращение в ООиП обладают все граждане, заметившие правонарушение родителей по отношению к ребенку:

      • соседи, врачи, педагоги;
      • бабушки, дедушки, второй родитель;
      • любые заинтересованные граждане.

      Если заявитель хочет остаться анонимным, он может позвонить по номеру телефона ООиП. Даже в этом случае выезд гарантирован.

      Существует несколько ситуаций, при которых следует обращаться не только в ООиП, но и в иные учреждения:

      Инспекция по делам несовершеннолетних (ИПДН) Совершение ребенком административных правонарушений: хулиганство, оскорбление окружающих, иные административные и уголовные деяния
      Прокуратура или отдел полиции Избиение ребенка; совершение противоправных действий, повлекших вред здоровью несовершеннолетнего

      В обоих случаях для рассмотрения обращений привлекаются сотрудники ООиП. То же самое касается и подачи жалобы в опеку: если будет обнаружен состав уголовного преступления или административного правонарушения, в разбирательствах будут участвовать представители ИПДН или прокуратуры.

      Основная причина подачи заявления от соседей – избиение родителями детей, отсутствие базового ухода.

      Права и обязанности органов опеки и попечительства

      В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

      Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

      • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
      • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
      • организацию попечительства в целом;
      • представление интересов подопечных в суде;
      • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
      • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
      • мониторинг условий проживания подопечного;
      • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
      • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.

      Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

      Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

      Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

      • выявление случаев сиротства;
      • передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
      • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
      • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
      • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

      Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

      Законодательством также предусмотрены и другие полномочия вышеупомянутых органов. Таким образом, перечень того, чем занимаются органы опеки и попечительства, весьма обширен.

      Лекция 7: «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей»

      Подразумевает подачу искового заявления по месту проживания ответчика и несовершеннолетнего ребенка. Дела такой категории рассматриваются районными и городскими судами общей юрисдикции. Для судебного разбирательства рекомендуется привлечь компетентного юриста.

      Если супруги не смогли достичь компромисса и решить вопрос о проживании их детей мирным путем, придется обращаться в суд. На таких процессах в обязательном порядке присутствует представитель органа опеки и попечительства. Это предусмотрено в ст. 78 СК РФ.

      Определение места жительства – это серьезный вопрос. Прежде чем принять решение, суд рассматривает множество факторов. Один из них – условия места для проживания детей. Для выявления характеристик жилплощади направляется специальная комиссия. В результате осмотра объекта недвижимости составляется акт обследования условий проживания.

      Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

      Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун.

      Попечительство устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК).

      Попечительство, согласно ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, состоит в том, что специально назначенное органом опеки и попечительства лицо (попечитель) обязано оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК.

      Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

      При назначении опекунов и попечителей принимаются во внимание их нравственные и иные личные качества.

      Согласно п. 2 ст. 35 ГК опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, которые приобрели полную дееспособность в связи со вступлением в брак до достижения 18 лет либо в порядке эмансипации, поскольку они не относятся к числу совершеннолетних. Равным образом не может быть опекуном или попечителем совершеннолетний гражданин, если его дееспособность ограничена судом (ст. 30 ГК), либо он был лишен родительских прав, либо имеет на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК).

      Повышенные требования предъявляются к опекунам и попечителям детей. Не назначаются опекунами и попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 и п. 1 ст. 127 СК).

      Разница понятий опека и попечительство регламентирована законодательно в ФЗ «Об опеке и попечительстве». Понятия опекун и попечитель схожие, но не одинаковые.

      И опека, и попечительство являются формами устройства детей в семьи, а также взрослых граждан, которые ввиду своей недееспособности или не полной дееспособности не могут выполнять самостоятельно минимальные бытовые потребности.

      • родителей нет в живых или они безвестно пропали,
      • родители не могут выполнять свои обязанности из-за состояния своего здоровья,
      • они лишены или ограничены в род. правах,
      • родители добровольно просят о назначении опекуна или попечителя при необходимости (например, ребенок уезжает в другой город на обучение).

      В частности, в них должно быть не более восьми детей как родных, так и усыновленных. Братьев и сестер при передаче в приемные семьи не разлучают и берут всех вместе. За воспитание детей родителям в приемной семье полагается денежное вознаграждение, которое вместе с определенными мерами социальной поддержки предоставляется государством. Причем размер вознаграждения варьируется в зависимости от субъекта Российской Федерации. В частности, на территории субъектов, приравненных к районам Крайнего Севера оно выше, чем, например, в Центральном федеральном округе. Законодательно положение приемной семьи регламентируется гражданским законодательством, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года «О приемных семьях», федеральным законодательством (ФЗ «Об опеке и попечительстве»).


      Многие граждане попросту путают приемные семьи и опекунов, хотя по сути это несколько разные понятия. Отличия между двумя этими понятиями носят следующий характер:

      • Опеку сложнее оформить и получить, чем взять ребенка в приемную семью;
      • Приемные семьи в отличие от опеки получают гарантии денежных выплат на ребенка ежемесячно в течение действия договора;
      • Опекун имеет полное право наложить запрет на встречи и общение с ребенком. В приемных семьях встречи ребенка и родственников не запрещены.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *