Возврат налоговых переплат по новым правилам с 1 октября 2020 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат налоговых переплат по новым правилам с 1 октября 2020 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговое законодательство предусматривает право на возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств — налога, авансовых платежей, сборов и страховых взносов, пеней или штрафа. Переплату можно вернуть или зачесть. Процедура возврата и зачета таких сумм одинакова для налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов либо налоговых агентов. Заявитель обращается в налоговый орган и представляет данные: в каком размере и по какому налогу излишне уплачена сумма, и каким образом он намерен использовать сумму переплаты.

Как оспаривать бездействие налогового органа

Бездействие в данном случае выражается в том, что при вынесенном положительном решении о возврате переплаты ИФНС тянет с перечислением денег на расчетный счет компании.

Как и в случае с отказом, чтобы дойти до суда, необходимо направить в УФНС через свою налоговую жалобу на бездействие. Причем важно не пропустить трехмесячный срок (восстановление возможно только по уважительной причине).

Этот срок можно отсчитывать спустя месяц после подачи заявления на возврат, то есть с крайней даты, когда деньги должны быть возвращены на расчетный счет компании.

К жалобе необходимо приложить:

  • заявление с отметкой (квитанцией) о доставке в инспекцию;
  • решение о возврате (при наличии).

Если и после этой процедуры возврат не будет осуществлен – можно подать жалобу в суд, указав в ней, как минимум:

  • номер своей налоговой инспекции и ее территорию;
  • срок, в который ИФНС должна была осуществить возврат (со ссылкой на НК РФ), и не осуществила его;
  • требование о признании бездействия инспекторов незаконным и обязании их вернуть компании деньги.

Если переплата образовалась по результатам контрольных мероприятий

Если организация по результатам выездной проверки узнала, что она не должна была платить налог или должна была его платить в меньшем размере, то именно с этой даты должен исчисляться срок на обращение в суд за возвратом переплаты. К такому выводу еще в 2010 году пришел Президиум ВАС в Постановлении от 21.12.2010 № 3972/10 по делу № А09-9907/08-30.

Данная позиция является справедливой и в наши дни (см., например, постановления АС СЗО от 30.09.2019 № Ф07-11447/2019 по делу № А05-2680/2019, АС ВСО от 21.03.2017 № Ф02-655/2017 по делу № А58-3566/2016). В них также сделан вывод, что трехлетний срок для возврата налоговой переплаты начал течь, когда налогоплательщик получил свое решение по выездной проверке.

В то же время если будет установлено, что налогоплательщик явно знал о том, что он не должен уплачивать налог (например, из-за превышения лимита доходов по УСНО), то суд может признать: срок на возврат этого налога должен исчисляться не с даты составления акта выездной проверки, а с момента уплаты налога. Так было в Постановлении АС ВВО от 10.06.2016 № Ф01-1970/2016 по делу № А82-10796/2015.

Условия распоряжения переплатой по налогу

Поскольку на ЕНС учитываются любые обязанности по налогам и иным платежам, предусмотренным Налоговым кодексом, положительное сальдо отражает сумму переплаты, которой распоряжается налогоплательщик. Значит, исключаются ситуации одновременного наличия переплаты по одному виду налога и недоимки по другому виду.

Новые положения ст. 78 и 79 определяют порядок разрешения ситуаций, когда данные заявителя не совпадают с остатком на едином налоговом счете. Инспекция примет решение об отказе в удовлетворении заявления, если на ЕНС нет положительного сальдо, а если оно меньше указанных в заявлении сумм, то проведет зачет и возврат частично.

Зачет теперь осуществляется не только в счет исполнения собственных текущих или предстоящих налоговых обязательств, но и направлять переплату на погашение доначислений по решениям налоговиков, вынесенных после проведения налоговых проверок, либо тех платежей, которые не включаются в совокупную обязанность в связи с пропуском срока на взыскание. Такие случаи указаны в пп. 2 п. 7 ст. 11.3 НК РФ.

Кроме того, переплату можно направить в счет исполнения установленных налоговым законодательством обязанностей за другое лицо.

Налоговый орган использует для возврата банковский счет, о котором известно налоговому органу.

Информацию о состоянии единого налогового счета можно оперативно отслеживать в личном кабинете налогоплательщика. Если возникнут какие-либо расхождения, то потребуется сверка с ИФНС.

Рекомендации юристов BLCONS GROUP

Переход на ЕНП, как любое реформаторское мероприятие, вызывает много вопросов и сложностей. Большинство предприятий вынуждено проводить неоднократные сверки с налоговым органом, разбираться в причинах несоответствия данных ЕНС с их учетной информацией. Взаимодействие с инспекциями по выверке всех налогов, сборов и взносов, с учетом пени и штрафов затягивается на месяцы. Привлечение квалифицированных юристов позволит выполнить все мероприятия оперативно и подготовить необходимые доказательства правомерности позиции компании для подтверждения обоснованности заявления о зачете или возврате. Своевременная юридическая поддержка позволит защитить интересы компании и снизить временные затраты сотрудников организации.

Юристы и налоговые консультанты нашей компании имеют многолетний успешный опыт по сопровождению налоговых проверок и налоговых споров. При необходимости мы включаем в состав проектной команды аудиторов BLCONS GROUP, что позволяет комплексно и в минимальные сроки определять стратегические и тактическое подходы при защите интересов клиента.

Boзвpaт или зaчeт – чтo пpeдпoчтитeльнee?

У нaлoгoплaтeльщикa, пepeчиcлившeгo нa cчeт ИФНC лишнюю cyммy, ecть пpaвo нe тoлькo пoпpocить ee вoзвpaтa, нo и выпoлнить зaчeт пepeплaты в cчeт oбязaтeльcтв, кoтopыe пpeдпpиятиe имeeт пepeд бюджeтoм. Нo, в oтнoшeнии зaчeтa излишнeгo плaтeжa, пpиcyтcтвyeт oгpaничeниe. Eгo мoжнo выпoлнять иcключитeльнo пo нaлoгoвым взнocaм в гpaницax oднoгo бюджeтa, нaпpимep, фeдepaльнoгo.

Bыбop мeждy вoзвpaтoм и зaчeтoм oбычнo дeлaeт нaлoгoплaтeльщик (ecли y нeгo нeт зaдoлжeннocти пepeд ИФНC). Peшeниe o тoм, кaкoй вapиaнт пpeдпoчтитeльнee кaждый пpинимaeт caм. Пpeдвapитeльнo нyжнo oцeнить cлoжившyюcя cитyaцию в oпpeдeлённыx oбcтoятeльcтвax и oбъeм пepeплaты.

3aчeт и вoзвpaт излишнe yплaчeнныx нaлoгoв тpeбyeт oбpaщeния в нaлoгoвyю инcтaнцию, cбopa пaкeтa дoкyмeнтoв.

Baжнo! Нaлoгoвики вceгдa выбиpaют зaчeт, вeдь этo дaeт им вoзмoжнocть избeжaть вoзвpaтa. B cвязи c этим зaчeтнaя пpoцeдypa зaнимaeт гopaздo мeньшe вpeмeни. Дoкyмeнтoв для ee пpoвeдeния тpeбyeтcя нe тaк мнoгo, кaк пpи вoзвpaтe.

Этoт мoмeнт дoлжны пpинимaть вo внимaниe нaлoгoплaтeльщики нa cтaдии пpинятия peшeния. И нe зaбывaть o тoм, чтo ecть cpoк вoзвpaтa пepeплaты нaлoгa пo зaявлeнию, ecли oн иcтeчeт, дeньги вepнyть нe пoлyчитcя.

Пoмимo этoгo, poль игpaeт и cтaтyc вoзникнoвeния пepeплaты. Ecли лишниe дeньги пepeвeдeны нaлoгoвым aгeнтoм, тo зacчитaть eмy дaннyю cyммy пo oбcтoятeльcтвaм, гдe oн выcтyпaeт в кaчecтвe нaлoгoплaтeльщикa, нe yдacтcя.

B тaкиx cлyчaяx ecть тoлькo oдин вapиaнт – вoзвpaт.

Причины переплаты налога

Переплата налога — явление нередкое. Она может возникнуть по следующим причинам:

  • Вследствие ошибки могла быть неверно исчислена (в нашем случае завышена) налоговая база, соответственно, и сам налог. При исправлении данной ошибки в отчетности получаем на лицевом счету налоговой переплату.
  • Налоговая база исчислена неверно из-за отсутствия в отчетном периоде необходимой первички по расходам (этот вариант относится к исчислению налога на прибыль или УСН). Соответственно, не учтен какой-то расход и налоговая база завышена. При поступлении упущенной первички можно скорректировать расчет, вследствие чего получим переплату по налогу.
  • Была допущена техническая ошибка при написании суммы в платежном поручении на уплату налога в бюджет либо произошла путаница в реквизитах платежки и денежные средства ушли на оплату другого налога.
  • При расчете налога не были учтены льготы, положенные налогоплательщику.
  • В течение отчетного периода уплачивались авансовые платежи, а по итогам года получился убыток либо сумма налога за год меньше уплаченных ранее авансов.

Алгоритм возврата переплаты по налогам не зависит от причин ее возникновения и един для всех случаев. Рассмотрим его далее.

Оценка суммы налога: излишне уплаченная или излишне взысканная?

О способе исполнения налоговой обязанности.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений ст. 78 и 79 НК РФ должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей: было оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за покупку недвижимости

При этом способ исполнения указанной обязанности – самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию – правового значения не имеет (см. также Письмо ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263, которым в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков направлены обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, ВС РФ и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях КС РФ за 2013 год).

В силу норм п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения по результатам налоговой проверки инспекция вправе принять соответствующие меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Обеспечительными мерами могут быть:

  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.

Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?

Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.

Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.

Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).

Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.


Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.


Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.

Отказ в возврате уплаченного налога в большем размере

Налоговая может отказать в возврате излишне уплаченного налога. По каким основаниям может быть вынесен отказ налоговой? Например, если налогоплательщик обратился за возвратом налога по истечении 3-х лет, поскольку возврат производится максимум за 3 года.

Иногда, налоговая может отказать, если в заявлении на возврат не указана какая-то информация. В то же время имеется судебная практика, когда такой отказ обжаловали и суд вставал на сторону налогоплательщика.

С учетом указанного, налоговая может отказать возвращать уплаченный налог как на законных основаниях, так и не совсем на законных. Если отказ не основан на законе, тогда решение налоговой следует обжаловать.

Когда излишне уплаченный налог не вернут?

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

А теперь переводим «с русского на русский»: если у вас есть долг перед налоговой, то налог не вернут, так как сначала нужно «зачесть» сумму излишне уплаченного налога.

Переплаченные налоги тоже можно зачесть в счёт других оплат (вне зависимости от уровня бюджета). Так, переплаченную сумму налога на транспорт можно учесть при покрытии долга по недоимкам и штрафам.

Комментарий к ст. 78 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне уплаченного налога.

Уплатой налога признается как перечисление денежных средств в бюджетную систему, так и проведение налоговым органом зачета. Излишней уплатой налога признается исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности, размер которой превышает его действительные обязательства.

Приказом ФНС России от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Пунктами 4 и 7 статьи 78 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговым органом зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В пунктах 32 — 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснены основные вопросы, связанные с возвратом (зачетом) сумм излишне уплаченных налогов.

Судам следует принимать во внимание, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания.

В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.

Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена.

Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.

Статья 78 НК РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа, то есть когда надлежащее соблюдение им регламентированной статьей 78 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Читайте также:  Отработка при увольнении – порядок и особенности

Таким образом, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.

В связи с этим, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:

если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;

если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.

Судам необходимо принимать во внимание, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.

Порядок возврата (зачета) переплаты по налогам

Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.

Общие аспекты процедуры:

  1. Возврат (зачет) суммы переплаты возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Заявление направляется почтой (предоставляется лично) или, что более удобно, в электронном виде (через личный кабинет на сайте ФНС).
  2. Решение о погашении за счет суммы переплаты недоимки (долга по пени, штрафам) принимается налоговым органом самостоятельно, независимо от поступления заявления налогоплательщика.
  3. Сроки:
    • обращение с заявлением о возврате (зачете) – 3 года с момента образования переплаты (уплаты соответствующей суммы в бюджет);
    • принятие налоговым органом решения – 10 рабочих дней со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки;
    • уведомление налогоплательщика о решении – 5 рабочих дней с моменты вынесения решения;
    • возврат денежных средств – 1 месяц со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки.
  4. Если нарушен месячный срок на возврат денежных средств, у налогоплательщика появляется право на проценты за просрочку. Процент равен ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей в период просрочки, и начисляется за каждый просроченный день.
  5. Если есть недоимка (долги), целесообразно перед подачей заявления запросить в ИФНС справку по расчетам или провести сверку. Не исключено, что излишки уже направлены на погашение долгов по обязательствам.

Переплата налогов: всегда ли выгодно возвращать?

При этом возврат излишне уплаченных денежных средств производится за счет средств бюджета или внебюджетного фонда, в который произошла переплата.
Срок, в течение которого коммерсант может воспользоваться своим правом на зачет или возврат сумм налога, ограничен тремя годами с момента поступления излишней суммы в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Вариант 2. Налоговый орган взыскал с ИП больше положенного

Статья 79 Налогового кодекса РФ посвящена порядку возврата налога в случае, если переплата возникла по вине налогового органа.
В такой ситуации срок возврата денежных средств составляет всего один месяц, который начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Особые условия

Возврат либо зачет излишне уплаченных денежных средств в полном объеме возможен только в отношении налогоплательщика, не имеющего какой-либо задолженности перед бюджетом. При наличии недоимки зачет или возврат производится лишь после того, как часть переплаты будет направлена в счет погашения недоимки или иной имеющейся задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).
При этом зачет излишка в счет имеющейся недоимки производится налоговиками самостоятельно при его обнаружении, тогда как для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или для его возврата необходимо письменное заявление налогоплательщика.
Срок рассмотрения заявления предпринимателя составляет 10 дней, по истечении которых налоговый орган выносит соответствующее решение. Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога является свободной.

Вернуть через суд

В п. 3 ст. 79 НК РФ определено, что в случае пропуска налогоплательщиком сроков для обращения в налоговый орган о возврате переплаты возврат денежных средств возможен только в судебном порядке. Напомним, что этот срок составляет три года с момента, когда налогоплательщик самостоятельно допустил переплату, и один месяц при принудительном взыскании излишней суммы налоговыми органами. Вместе с тем иск в судебный орган налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты.

Судебная практика. Правило о подаче иска в трехлетний срок со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о факте переплаты, действует вне зависимости от того, была она допущена им самостоятельно либо была взыскана с него налоговиками (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

Спорные вопросы о сроке исковой давности

Как показывает практика, наибольшее количество споров между предпринимателями и контролерами по этой, казалось бы, несложной процедуре возврата переплаты касается определения момента, когда ИП должен был узнать о факте перечисления денежных средств в бюджет в размере, превышающем его реальные обязательства.

События, после которых о переплате известно

На законодательном уровне невозможно закрепить исчерпывающий перечень фактов, которые могут считаться моментом, когда налогоплательщик должен был узнать об излишней уплате налога. В связи с этим вопрос определения данного момента решается в судебном порядке в каждом случае индивидуально с учетом оценки причины, по которой была допущена переплата, изменения налогового законодательства в данный период времени и пр. При этом бремя доказывания ложится на налогоплательщика.

Судебная практика. В Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, необходимо установить:
— причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога;
— наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
— изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
— другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.12.2012 по делу N А12-1283/2012).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ доказывать в суде эти обстоятельства будет именно налогоплательщик, а не инспекция (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010).

Исходя из анализа арбитражной практики можно выделить факты, которые наиболее часто становятся предметом рассмотрения арбитрами в качестве событий, после которых налогоплательщику должно было стать известно о наличии переплаты или после которых он не мог достоверно узнать об этом.

Факт, свидетельствующий о том,что предприниматель знал о переплате

Предприниматель должен был узнать о переплате из акта налогового органа, составленного по итогам налоговой проверки. Правом на обращение в суд предприниматель может воспользоваться в течение трехлетнего срока с момента вынесения решения контролеров, а не с момента окончания проверяемого периода.

Судебная практика. Об излишней уплате ЕНВД налогоплательщик узнал только из акта выездной налоговой проверки и ранее указанной даты не мог узнать о наличии у него этой переплаты, так как осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения. Право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД у налогоплательщика возникло после составления инспекцией акта выездной налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 3972/10 по делу N А09-9907/08-30).

Факт, не подтверждающий знание о переплате

Подача предпринимателем первоначальной налоговой декларации не является моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога.

Судебная практика. В случаях с уточненными декларациями многое зависит от ситуации. К примеру, в Постановлении от 14.07.2010 N КА-А41/7262-10 ФАС Московской области указал, что надо учитывать причину, по которой налогоплательщик допустил переплату. Налоговики, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ N 12882/08, определили, что срок исковой давности следует исчислять не с дат подачи уточненных налоговых деклараций, а с дат уплаты налога по первоначальным декларациям. Судьи же отметили, что причиной переплаты налога явилось отсутствие определенности по вопросу налогового учета расходов на приобретение, наладку и внедрение программ для ЭВМ в силу того, что специальных норм учета данных расходов НК РФ не устанавливает. Позиция же чиновников менялась: указанные расходы подлежали учету то на дату начала использования, то на момент возникновения расходов. Как следствие, суд посчитал, что срок исковой давности налогоплательщик не пропустил, так как о наличии переплаты ему стало известно в результате подачи уточненных налоговых деклараций.
Но есть и обратные случаи. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 указал, что отсчет течения срока исковой давности нужно вести с даты представления первоначальной декларации: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Читайте также:  Должностная инструкция заместителя директора по развитию

Неуважительные причины пропуска исковой давности

Анализ судебной практики позволяет выявить причины пропуска исковой давности, которые налогоплательщики приводят в свое оправдание, но не признаются арбитрами уважительными:
— некомпетентность сотрудников, ответственных за формирование отчетности (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32);
— налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте переплаты, хотя обязан это делать в силу п. 3 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010);
— налоговый орган не предоставил официальный ответ в десятидневный срок, ведь подать документы в суд можно, только получив отказ налогового органа вернуть переплату (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Как возникают излишне уплаченные суммы

Излишки могут возникать по разным причинам. Часто плательщики сами допускают ошибки, которые приводят к переплатам, например:

  • неправильно рассчитывают налог. В бухгалтерии могут применить другую ставку, забыть о доступных льготах и вычетах, что приводит к увеличению налоговой базы;
  • некорректно оформляют платёжные документы. Из-за ошибки в реквизитах деньги могут попасть в бюджет одного налога, образовав недоимку по другому.

К переплатам также приводят:

  • авансовые платежи. Бывает, бизнес в течение года оплачивает авансы, а налог по результатам года оказывается меньше, чем уже перечисленная сумма. По этому налогу возникает излишек.
  • ошибки налоговиков. В некоторых случаях инспекторы ошибочно начисляют один и тот же налог дважды при одностороннем списании. К примеру, когда плательщик перечислил оплату в первый раз, но деньги ещё не успели поступить на счёт ИФНС, и она списала их безакцептно.
  • изменения в законодательстве, которые дают бизнесу основания посчитать какую-либо оплату излишком.

Как действовать при переходе в другую инспекцию

Бывает, что бизнес ошибся при уплате налога в одну инспекцию, обнаружил переплату, сообщил об этом инспекции и перешёл в другую. В статье 78 Налогового кодекса не сказано, что в таких случаях требуется подавать повторное заявление.

Если в прежней налоговой не провели возврат, это должны сделать в новой инспекции. Сроки при этом те же, что и при стандартном порядке.

Все потому, что налоговики возвращают деньги из бюджета, а не из средств конкретной инспекции. Поэтому неважно, в какой именно ИФНС бизнес оставил переплату.

Два смысла одной нормы

Действующее законодательство гарантирует налогоплательщикам право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налогов и, соответственно, обязывает налоговые органы проводить их своевременно (подп. 5 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В соответствии с нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в установленном налоговым законодательством порядке. Согласно пунктам 4 и 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете (возврате) должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. Для возврата налога налогоплательщику установлен срок в 1 месяц.

На первый взгляд смысл указанных норм НК РФ очевиден: эти нормы дают налогоплательщику право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога соответственно в течение 10 дней (1 месяца) с даты получения налоговым органом заявления налогоплательщика. При этом течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не ставится в зависимость от причин образования переплаты. Этот срок одинаково течет и в случае, когда налогоплательщик уплатил налог в большем размере, чем указано в налоговой декларации, и когда налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, в соответствии с которой сумма налога к уплате меньше суммы налога к уплате, указанной в предыдущей налоговой декларации.

Такое, буквальное, толкование норм статьи 78 НК РФ до некоторого времени доминировало в практике арбитражных судов РФ (см. текст на полях на этой странице). С выходом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ» (далее – Информационное письмо № 98) ситуация принципиально изменилась.

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ВАС РФ

Насколько обоснованной является правовая позиция ВАС РФ по этому вопросу?

Анализируя эту позицию с точки зрения остальных норм НК РФ, необходимо, прежде всего, отметить, что эта позиция не соответствует буквальному толкованию норм статьи 78 НК РФ.

И действующая редакция статьи 78 НК РФ, и ее редакция до 01.01.2007 не содержат никаких положений о необходимости «признания» налоговыми органами излишней уплаты налога по какой-либо процедуре.

Все нормы, регулирующие зачет (возврат) излишне уплаченного налога, установлены в статье 78 НК РФ. При этом статья не содержит никаких положений, связывающих течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога со сроками «признания» излишней уплаты налога со стороны налоговых органов. Течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога связывается только с датой подачи налогоплательщиком заявления о зачете (возврате) налога.

Здесь стоит заметить, что в необходимых случаях налоговое законодательство содержит нормы, согласно которым исчисление одного срока прямо ставится в зависимость от истечения другого срока3. Поэтому полагаем, что если бы законодатель хотел привязать течение срока на зачет (возврат) излишне уплаченного налога к дате окончания камеральной проверки налоговой декларации, то – логичнее всего – ввел бы соответствующую норму в статью 78 НК РФ. Однако в рассматриваемой ситуации законодатель этого не сделал.

Несмотря на приведенные выше доводы юридического характера, с точки зрения здравого смысла логика позиции ВАС РФ представляется очевидной: чтобы зачесть (вернуть) излишне уплаченный налог, надо предварительно удостовериться в наличии излишне уплаченного налога как такового. В противном случае зачет и особенно возврат налога может стать инструментом мошенничества и привести к потерям бюджета.

Однако стоит заметить, что в случае, когда в соответствии с налоговой декларацией налогоплательщик должен заплатить налог, государство верит сведениям, указанным в налоговой декларации этого налогоплательщика и требует от него немедленной уплаты указанной в налоговой декларации суммы налога. Ситуация принципиально меняется, когда в декларации указано на излишнюю уплату налога. В этом случае государство перестает доверять налогоплательщику и зачитывает (возвращает) излишне уплаченный налог только после камеральной проверки представленной им налоговой декларации. На наш взгляд, такая ситуация свидетельствует о явном фискальном уклоне системы налогового администрирования.

Конечно, проверять достоверность сведений, указываемых налогоплательщиками в налоговых декларациях, необходимо. Однако для этого предусмотрены специальные процедуры – камеральные и выездные налоговые проверки. Эти проверки порождают предусмотренные НК РФ негативные последствия в форме взыскания недоимки, штрафов и пеней для налогоплательщиков, которые указали в налоговых декларациях неправильные сведения и занизили подлежащую уплате сумму налога. Причем эти негативные последствия настигают только тех налогоплательщиков, которые нарушили налоговое законодательство.

Когда же правоприменительная практика идет по пути «скрещивания» процедуры камеральной проверки и процедуры зачета (возврата) излишне уплаченного налога, негативные последствия в виде удлинения срока на зачет (возврат) налога на срок камеральной проверки и, соответственно, безвозмездного отвлечения денежных средств на этот срок настигают всех налогоплательщиков – как нарушающих закон, так и законопослушных.

ВОЗМОЖНА ЛИ ВОЛНА МОШЕННИЧЕСТВА?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *