Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основы регулирования обязательного пенсионного страхования на территории РФ наряду с регулирование правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, а также определением правового положения субъектов обязательного пенсионного страхования устанавливаются Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

Основные типы пенсионных систем

Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Таблица 1. Классификация пенсионных систем по способу финансирования.

Виды пенсионных систем

Способы финансирования пенсионных систем

Солидарно-распределительная (нефондируемая)

Принцип солидарности поколений (расходы на выплату пенсий производится в основном из текущих поступлений от работодателей и работающего населения).

Накопительная (фондируемая)

За счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Смешанная

Государство обеспечивает гарантированный пенсионный минимум, который дополняют пенсионные накопления, сделанные в рамках совместных программ работодателем и работником, а также в рамках персональных сбережений.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Источники пенсионного страхования

Главным источником пенсионного страхования в России признаются средства бюджета ПФР, которые являются общефедеральной собственностью, не входят в состав прочих бюджетов и изъятию ни при каких условиях не подлежат (ч. 1 ст. 16 ФЗ № 167).

Формирование бюджета осуществляется за счет нескольких источников финансов, указанных в ч. 1 ст. 17 ФЗ № 167:

  • поступившие от работодателей взносы за их работников;
  • средства общефедерального бюджета, которые направляются в рамках трансфертов в целях компенсирования ПФР выпадающих доходов (например, связанных с выплатой пенсий лицам, которым зачтены в стаж нестраховые периоды);
  • суммы неустоек;
  • прибыль, которая была извлечена от инвестирования свободных финансовых средств;
  • средства, которые поступили от предприятий и физлиц, в результате вступления их в отношения с ПФР по собственному желанию (ст. 29 ФЗ № 167);
  • выплатный резерв;
  • иные не воспрещенные законодательством России источники финансирования.

Сущность расходования денег из бюджета ПФР в том, что расходы производятся не только на цели выплаты пенсий, но и на:

  • их доставку;
  • материальное обеспечение деятельности головного и территориальных подразделений ПФР;
  • перечисление взносов в специальный фонд гарантирования в соответствии с 422-ФЗ от 28-го декабря 2013-го года (далее – ФЗ № 422).

Правовое регулирование

Основы государственного регулирования в системе ОПС устанавливаются согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167 — ФЗ от 15.12.01. Этим документом определяется правовой статус субъектов ОПС, их основные права, обязанности и степень ответственности. Дополнительно пенсионное страхование РФ регулируется:

Переговоры с Республикой Албания были завершены. Переговоры с Филиппинами были завершены. Соглашение является так называемым «открытым соглашением», применимым ко всем лицам, к которым применяется или применяется законодательство одного из Договаривающихся государств. В своей основной области это относится к пенсионному страхованию, установленному законом. Он содержит положения о применимом праве, равном обращении с лицами, охваченными личным охватом, гарантиями прав и приобретенных прав, а также взаимной административной и юридической помощью.

На основании законодательства РФ пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, который может быть как государственным (ПФР), так и негосударственным.

Читайте также:  Новые сроки исчисления, удержания и уплаты НДФЛ по видам доходов с 2023 года

Обеспечить, чтобы определенные группы самозанятых лиц были обязательно застрахованы в установленном законом пенсионном страховании. Концепция преподавания широко трактуется здесь: занятия, а также занятия по гольфу или аэробности. Об этом говорят как о самоочевидности. Вы не знаете, относится ли это к вам? Затем прочитайте соответствующую главу. Ремесленники и домостроители. . Если вы самозанятые в качестве педагога, педагога или воспитателя и использовать требование страхования, у вас нет пенсионного страхования.

Конечно, вы понимаете, что если деятельность сотрудников на вашем лице с вашей собственной работы, связанной, так что мы можем вычесть это на страхование. Поэтому мы не можем оценить мощность очистки в вашем частном доме. Если вы работаете в качестве вспомогательного работника в пределах лимита незначительности, вы также будете облагаться обязательным страхованием. Другое дело, если у вас есть несколько второстепенных сотрудников, которые заменяют застрахованного сотрудника.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция)

15 декабря 2001 года N 167-ФЗ

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2001 года

5 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,

от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 02.12.2004 N 157-ФЗ,

от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,

от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,

от 14.07.2008 N 117-ФЗ, от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 30.12.2008 N 304-ФЗ, от 18.07.2009 N 185-ФЗ,

от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 16.10.2010 N 272-ФЗ,

от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 28.12.2010 N 432-ФЗ,

от 03.06.2011 N 118-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,

от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ,

от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 211-ФЗ, от 23.07.2013 N 237-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ,

от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ,

от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ,

от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 410-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ,

от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 28.11.2015 N 347-ФЗ, от 14.12.2015 N 373-ФЗ,

от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 19.12.2016 N 438-ФЗ,

от 19.12.2016 N 447-ФЗ, от 19.12.2016 N 456-ФЗ, от 07.06.2017 N 114-ФЗ,

от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 20.12.2017 N 413-ФЗ,

от 28.12.2017 N 428-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ, от 23.04.2018 N 104-ФЗ,

от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.08.2018 N 306-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ,

от 27.11.2018 N 425-ФЗ, от 28.11.2018 N 441-ФЗ, от 11.12.2018 N 462-ФЗ,

от 16.12.2019 N 435-ФЗ, от 01.04.2020 N 86-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ,

от 08.12.2020 N 405-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 502-ФЗ,

от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ, от 26.05.2021 N 151-ФЗ,

с изм., внесенными Определениями Конституционного Суда РФ

от 24.05.2005 N 223-О, от 11.05.2006 N 187-О, от 02.11.2006 N 492-О,

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П)

(см. Обзор изменений данного документа)

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Виды пенсий в системе ОПС

Пенсия в системе ОПС состоит из двух частей.

Страховая часть формируется путем накопления страховых взносов гражданина, которые затем переводятся в пенсионные коэффициенты.

ВАЖНО Размер страховой пенсии в значительной мере зависит от того, какую стоимость пенсионных коэффициентов установит государство на момент выхода гражданина на пенсию, а также от размера надбавки к страховой пенсии, который также определяет государство. Чтобы рассчитывать на получение страховой пенсии, нужно выполнить ряд условий (о них поговорим ниже).

А накопительная пенсия – это деньги, которые копятся на пенсионном счете их обладателя. Цель создания накопительной части пенсии – формирование дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера.

До 2014 года сумма этих средств регулярно пополнялась за счет страховых взносов: из 22% отчислений с зарплат 6% шло на накопительный пенсионный счет, а 16% направлялось в страховую часть. Но с 2014 года государство объявило мораторий на перечисление новых взносов на формирование накопительной пенсии, и все взносы стали поступать в счет страховой пенсии. Пока что мораторий продлили до конца 2022 года.

Накопительная часть существует отдельно от страховой. Основное отличие в том, что до момента начала выплат (пока средства еще копятся на счете будущего пенсионера) накопительную часть можно инвестировать с целью получения дохода. В интересах ПФР или НПФ этим занимаются управляющие компании – частные и государственная. Кому доверить работу с накоплениями, решает сам гражданин.

Читайте также:  Будут ли баллы к пенсии, при наличии 2 детей, но не работающей?

Управляющие вкладывают накопления в ценные бумаги и размещают в депозиты и таким образом формируют доходность. В зависимости от стратегии той или иной управляющей компании риск будет большим или меньшим, существенно будет отличаться и доходность. Причем успехи в прошлом не гарантируют их в будущем. При желании страховщика можно поменять, однако сделать это можно не чаще чем раз в пять лет. Если же гражданин захочет перевести свои накопления досрочно, то в этом случае он потеряет весь инвестиционный доход за предыдущий период (при этом клиенты ПФР могут без потерь инвестдохода переводить накопления между управляющими компаниями, страховщик при этом не меняется).

ВАЖНО Накопительная пенсия не индексируется государством, а инвестирование пенсионных накоплений может принести как прибыль, так и убытки. Вот почему к выбору УК или НПФ нужно подойти со всей серьезностью.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения. [12]

Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели.

Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. [9]

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 единый социальный налог в РФ был заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды — Федеральный и территориальные — обязательного медицинского страхования. Изменение в налоговом законодательстве вызвано тем, собираемых за счет обязательных пенсионных взносов средств не хватает для обеспечения текущих пенсионеров пенсиями выше прожиточного минимума.[12]

Основные показатели бюджета ПФР представлены в таблице 1

Как мы видим из данной таблицы, за период с 2007 по 2012 год произошел рост как доходов бюджета ПФР, так и расходов. Наибольший темп роста доходов зафиксирован в 2010 году, что вызвано переходом от Единого социального налога к страховым взносам напрямую в ПФР, при этом произошло увеличение ставки взносов (с 20% до 22%). Однако, с 2010 года освобождаются от страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию работники, чьи заработки превышают 415 тысяч рублей в год. Таким образом, если зарплата работника превышает эту сумму, то с размера превышения страховые взносы не уплачиваются, что снизило возможную величину доходной части бюджета ПФР. Также очевидно, что темп роста доходов и расходов бюджета ПФР примерно равен, что говорит о сбалансированности бюджета ПФР. Темп роста расходов чуть меньше темпа роста доходов, за счет чего обеспечивается профицит бюджета ПФР.

Таблица 1 — Основные показатели бюджета ПФРОсновные показатели бюджета ПФР

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы (млрд. руб)

1946,82

2730,17

3222,65

4610,08

5255,64

5890,36

Темп роста доходов (%)

140, 237

118,038

143,052

114,003

112,077

Расходы (млрд. руб)

1786,46

2357,79

3008,66

4249,23

4922,11

5451,22

Темп роста расходов (%)

131,981

127,705

141,233

115,835

110,750

Величина профицита

(млрд. руб)

160,36

372,38

213,99

360,85

333,53

439,15

Страховая пенсия: кому и сколько?

Предусмотрено также назначение страховой пенсии до достижения необходимого возраста субъектом обязательного пенсионного страхования. Это происходит в случае наличия у застрахованного специального стажа в необходимом количестве. В законе представлен подробный перечень подобных случаев. Страховая пенсия выплачивается в фиксированном виде и каждый год индексируется государством.

Накопительная пенсия представляет собой ежемесячные выплаты пенсионных накоплений, которые частично состоят из взносов застрахованного лица, а также из доходов от инвестирования денежных средств. 6 % из упомянутых выше 22 процентов по тарифу составляют взносы, которые перечисляют работодатели на формирование накопительной доли пенсии.

Данная накопительная система работает у граждан, которые родились после 1967 года. У тех, кто родился раньше, также сформированы пенсионные накопления, однако, это касается граждан, которые были трудоустроены в период с 2002 по 2004 годы. Как правило, для ежемесячных выплат этого оказывается недостаточно, однако, есть возможность получить накопленные средства единовременно после выхода на пенсию.

Обязательное пенсионное обеспечение

Неотъемлемой частью обязательного пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение граждан, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом в общеобязательном порядке при наступлении страхового случая в виде выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Его система включает:

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Читайте также:  Размер выплаты по уходу за 80 летним пенсионером в 2023 году

Особенности и функции

Обязательному пенсионному страхованию присущи традиционные категории и черты, но есть и особенности.

Страхователем выступают физические лица, юрлица и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления.

Застрахованное лицо – это работник, который в будущем будет получать пенсию.

Главным страховщиком является Пенсионный фонд России. Если сравнить размер его бюджет с бюджетами других внебюджетных фондов, станет очевидно, что он намного значительнее.

Бюджет ПФР складывается из:

  • взносов работодателей;
  • добровольных взносов;
  • бюджетных переводов;
  • штрафных взысканий;
  • инвестиционных накоплений;
  • денег людей, получивших право на срочность пенсии;
  • запасных средств по накопительной пенсии.

Деньги из бюджета уходят на:

  • выдачу пенсий;
  • социальные выплаты;
  • материнский капитал;
  • иные цели.

Из бюджета Пенсионного фонда деньги идут не только на выдачу пенсий по старости, но и на выдачу пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца.

Чтобы лучше понять сущность пенсионного страхования, нужно определить, какие функции оно выполняет. Если внимательно проследить «дух» ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» № 167, становится ясно, что функции ОПС следующие:

  1. Социальная – это фундаментальная функция пенсионного страхования, наиболее ярко отражающая его назначение. Речь идет о защите каждого члена социума, о создании стабильного жизненного уровня при наступлении нетрудоспособности.
  2. Стимулирующая – это недвусмысленный намек, что на государство надейся, а сам не плошай. Стимулирующая функция призвана сформировать понимание того, что размер своей будущей пенсии можно увеличить, ведь на ее размер влияет трудовой стаж и страховые взносы, уплаченные за период работы. А эти два показателя находятся под контролем самого человека.

Обязанности страхователя

В обязанности страхователя входит:

  1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
  2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
  3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

Пенсионное страхование, вовлекающее все категории проживающих в РФ, разделяется на:

  1. Обязательное, которое назначается:
    • при достижении определенного законом возраста (по старости);
    • при установлении группы инвалидности;
  2. При утере кормильца;
  3. Добровольное, предусматривающее платежи, формируемые из сумм, оплачиваемых работодателями, и самостоятельных перечислений граждан.

ПФ негосударственной принадлежности наделены правом ведения деятельности по обоим вариантам.

Пенсионное обеспечение выплачивается получателю в виде установленного размера денег на регулярной основе, при достижении им определенного возраста или в качестве пособия при некоторых обстоятельствах.

Пенсия состоит из частей:

  • фиксированной выплаты, которая перечисляется государством без учета получаемого дохода (заработка) и величины взносов достигшим предусмотренного законом возраста и при наличии у претендента трудового стажа (минимум 10 лет);
  • страховой, определяемой в зависимости от размера оплаченных в ПФ платежей за период ведения гражданином трудовой деятельности, и рассчитываемой как отношение суммы капитала до назначения оплаты и числа месяцев ожидания выплат (252 мес.);
  • накопительной, у граждан 1967 года рождения и моложе, если до 2015 года был сделан выбор в ее пользу.

Немного о пенсионной реформе

Пенсионное страхование происходит по кругу: пока молодое поколение работает и производит отчисления, нынешние пенсионеры получают положенные выплаты.

Но получают по той причине, что сами раньше работали и отчисляли взносы. Получается, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет нынешних работников. И чтобы размер пенсий был достойным, соотношение «количество пенсионеров – количество работников» должно быть примерно равным.

Реформа 2018 года повысила пенсионный возраст до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Цель реформы – уравнивание соотношения, чтобы на 1 работающего гражданина не приходилось 3 неработающих пенсионера. Ведь количество уходящих на пенсию людей не изменяется, а вот число работников, официально трудоустроенных, уменьшается с каждым годом.

Так что, несмотря на обрушившийся шквал критики, реформа имеет рациональное зерно. Она, действительно, может повлиять на материальное состояние будущих пенсионеров лучшим образом. Государство обретет возможность каждый год производить индексацию, и не на 100 рублей, а примерно на 1 000.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *